Вопрос о повышении пенсионного возраста хотят решить на референдуме В России бывают референдумы Они работают

Вопрос о повышении пенсионного возраста хотят решить на референдуме. В России бывают референдумы? Они работают?

Сразу несколько инициативных групп хотят провести по всей России референдум о повышении пенсионного возраста. ЦИК уже одобрил формулировки вопросов, которые эти группы предложили в своих заявках.

Я знаю, что такое референдум, но вы все-таки напомните

Референдум — одна из форм волеизъявления народа в демократических государствах. На референдум выносятся конкретный вопрос или вопросы. Избиратели отвечают «да» или «нет». Процесс очень похож на обычные выборы. Люди идут на избирательные участки, заполняют бюллетени и опускают их в урны. После этого избирательные комиссии подсчитывают результаты.

Право на референдум закреплено в Конституции: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Референдумы могут проводиться на разных уровнях. По всей стране, по субъекту и на местном уровне — в городе, поселке или деревне.

Кто устраивает референдумы? Власть?

Нет, не только. По закону, инициировать референдум может любой гражданин (кроме осужденных и тех, кого суд признал недееспособным) или группа граждан.

На референдум можно вынести любой вопрос?

Нет, не любой. В федеральном законе о референдуме указаны семь типов вопросов, которые нельзя выносить на народное голосование. Большинство из них не позволяют проводить референдумы о досрочном прекращении полномочий или назначении органов власти или конкретных ее представителей — депутатов, чиновников и других. Нельзя решать таким способом вопросы, связанные со срочными мерами безопасности граждан. И еще запрещено выносить на референдум вопросы, которые Конституция относит «к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти». Если посмотреть 71 статью Конституции, к компетенции («ведению») федеральных властей относятся едва ли не все важнейшие сферы — и внешнеэкономические отношения, и оборона, и судопроизводство, и многое другое.

На референдумы в субъекте можно выносить вопросы, которые находятся в его ведении или в совместном с федеральным центром. В муниципальных образованиях можно решать только местные вопросы.

Когда в России проводили последний референдум по всей стране?

В декабре 1993 года — тогда на референдуме одобрили проект Конституции. В апреле того же года прошел референдум, который вошел в историю под названием «да, да, нет, да». Голосовали по четырем вопросам: о доверии президенту Ельцину, об одобрении социально-экономической политики президента, о досрочных президентских выборах и о досрочных выборах народных депутатов. С тех пор в России не проводили ни одного федерального референдума.

А в субъектах бывают референдумы?

Бывают. Правда, на уровне субъектов в России проводились референдумы только двух типов — если принимали новую редакцию конституции республики (такое было в Чечне и Тыве) и когда объединяли несколько регионов в один (Забайкальский край, Пермский край, Красноярский край и другие). Последний референдум на уровне субъекта — в Тыве — прошел в 2010 году. По закону в таких случаях власти обязаны проводить референдум.

А на местном уровне?

На местном уровне референдумы проводятся чаще, но самый массовый вид референдума выглядит примерно так: жителей села спрашивают, согласны ли они скинуться по 100-150 рублей на новую ограду кладбища, ремонт колодцев или детскую площадку.

Более масштабные голосования проходят намного реже. Последний референдум на уровне административного центра проводился в 2008 году. Тогда решался вопрос об объединении города Чебоксары и города Новочебоксарск в один городской округ, город Чебоксары. В том же 2008-м был организован референдум о выборности и полномочиях мэра Великого Новгорода, но он не состоялся из-за низкой явки.

Почему в России так плохо с референдумами?

Потому что это очень сложно — в России с 2000-х годов действует такое законодательство, которое фактически не позволяет инициировать референдум на уровне выше местного. И с тех пор власти только ужесточали процедуру. Мы уже упоминали о том, что закон просто не позволяет проводить референдумы по многим вопросам — эти поправки были введены в 2008 году.

Кроме того, чтобы провести федеральный референдум нужно собрать инициативную группу, в которую должны входить региональные подгруппы, созданные более чем в половине субъектов страны. И в каждой такой подгруппе должно быть не меньше 100 человек. Организаторы должны собрать в поддержку референдума не меньше двух миллионов подписей. При этом подписи должны распределяться по субъектам равномерно — не более 50 тысяч подписей на субъект. Если проголосует меньше половины зарегистрированных избирателей, голосование признают несостоявшимся.

На уровне субъектов все несколько проще, но тоже сложно. Конкретные требования устанавливаются законами субъектов. В поддержку референдума нужно собрать до двух процентов голосов от числа избирателей. В случае Москвы, к примеру, это 144 тысячи голосов.

Источник

Гражданам об их политических правах

Российское законодательство содержит значительное число требований и ограничений в отношении вопросов, которые можно выносить на референдум. Эти требования и ограничения можно разделить на три группы.

Первая группа ограничений связана с компетенцией соответствующего уровня. На общероссийский референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ или федеральным законом. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

К этой же группе ограничений можно отнести и требование, согласно которому вопросы референдума не должны ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Кроме того, вопрос, выносимый на общероссийский референдум, не должен противоречить Конституции РФ, вопрос, выносимый на референдум субъекта РФ, не должен противоречить федеральному законодательству, а вопрос, выносимый на местный референдум, не должен противоречить ни федеральному законодательству, ни законодательству соответствующего субъекта РФ.

Вторая группа требований относится к формулировке вопроса. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Третья группа ограничений — это перечень конкретных вопросов, которые не могут выноситься на референдум.

Для регионального и местного референдумов это следующие вопросы:

  1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  2. о персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;
  3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  4. о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;
  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Для общероссийского референдума действуют аналогичные запреты (в отношении федеральных органов власти, федерального бюджета и финансовых обязательств Российской Федерации), но добавляются еще несколько дополнительных.

Читайте также:  Чек лист вопросов на которые вы должны ответить для подбора ЦА

Не могут быть вынесены на референдум вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  3. о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  4. об амнистии и помиловании.

Большинство этих ограничений оправданны. Как отмечалось в разделе 2.1.2, референдум не должен подменять выборы и с его помощью не должен торпедироваться принцип обязательности и периодичности проведения выборов. Очевидна также недопустимость использования референдума для ущемления прав меньшинств, а также вмешательства с его помощью в компетенцию другого уровня, как более высокого, так и более низкого.

Что касается требования об однозначности ответа на вопрос референдума и определенности правовых последствий принятого решения, то в этом должны быть заинтересованы и инициаторы референдума — если они действительно заинтересованы в решении определенного вопроса, а не пытаются использовать кампанию референдума в целях саморекламы.

Однако из перечня требований становится понятно, что решить, удовлетворяет ли вопрос референдума этим требованиям, не всегда просто и во многих случаях такое решение не будет очевидным. Поэтому важнейшее значение имеет процедура проверки вопроса на его соответствие предусмотренным законом требованиям.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» предусматривает двойную проверку вопроса, выносимого на общероссийский референдум. Сразу же после того, как первая региональная подгруппа инициативной группы обращается в избирательную комиссию субъекта РФ с ходатайством о своей регистрации, последняя уведомляет об этом Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней должна решить, соответствует вопрос требованиям закона или нет. Признание того, что вопрос требованиям закона не соответствует, означает запрет на регистрацию всех региональных подгрупп данной инициативной группы. Это решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Однако если вопрос будет признан соответствующим требованиям закона, ему предстоит еще одна проверка — уже после того, как инициативная группа соберет подписи и количество этих подписей будет признано достаточным. Теперь проверку будет осуществлять Конституционный Суд РФ. Он должен решить (в какой срок, в законе не установлено), соответствует ли инициатива проведения референдума по предложенному вопросу Конституции РФ.

По всей видимости, Конституционный Суд должен проверить, относится ли вопрос к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, не противоречит ли он Конституции РФ, не ограничивает ли он, отменяет или умаляет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, — т. е. частично то же самое, что проверяла ранее Центральная избирательная комиссия РФ. Решение Конституционного Суда, как известно, окончательное и обжалованию не подлежит.

Иной порядок проверки вопросов предусмотрен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для регионального и местного референдумов. Проверка проводится один раз — после обращения инициативной группы в соответствующую избирательную комиссию с ходатайством о своей регистрации.

Однако проверку в данном случае проводит не избирательная комиссия, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (для регионального референдума) или представительный орган муниципального образования (для местного референдума). Если соответствующий представительный орган решит, что вопрос, выносимый на референдум, не соответствует требованиям закона, избирательная комиссия отказывает в регистрации инициативной группы. Отказ в регистрации может быть обжалован в соответствующий суд.

В некоторых региональных законах установлена более детальная процедура проверки вопроса, выносимого на референдум. Так, «Кодекс о референдумах в Костромской области» предусматривает проведение лингвистической экспертизы формулировки вопроса, которую должна провести группа специалистов, формируемая соответствующей комиссией референдума. В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой, не отвечает установленным законом требованиям, комиссия или представительный орган муниципального образования может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основного содержания вопроса. При этом право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о вынесении на референдум проекта закона или иного нормативного правового акта. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» этот вопрос замалчивает, не отвечая на него ни да, ни нет. Правоприменительная практика также пока не дала на него ответа. Поэтому возможны две точки зрения. Согласно одной, порядок принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов исчерпывающим образом определен статьей 105 Конституции РФ, поэтому они не могут приниматься иным способом, в том числе путем референдума.

Согласно иной точке зрения, статья 3 Конституции РФ (которая имеет приоритет перед статьей 105), определяющая референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, подразумевает, что народ может непосредственно принимать и законы. Тем более что федеральный конституционный закон не содержит прямого запрета, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» такую возможность предусматривает.

Что касается вынесения проекта нормативного акта на региональный или местный референдум, то такая возможность в законе закреплена. Однако федеральный закон не регулирует исчерпывающим образом связанные с этим проблемы, поэтому им должно быть уделено дополнительное внимание в законах субъектов Федерации.

Так, в пункте 9 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорится: «Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта».

Очевидно, что в бюллетене невозможно воспроизвести текст большого нормативного акта, однако необходимо определить, в каких случаях должен воспроизводиться текст, а в каких — указываться наименование. Если этот вопрос не будет урегулирован в законе субъекта РФ, его придется решать соответствующей избирательной комиссии.

Источник

Референдум

Рефере́ндум (от лат.  referendum ) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Содержание

Плебисцит

Плебисци́т — (лат.  plebiscitum , от лат.  plebs  — плебс (простой народ) и лат.  scitum  — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

В конституционном праве термин плебисцит сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

Читайте также:  Какие вопросы задать девушке при личном разговоре

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).

С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».

Референдумы в современном мире

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года, когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На данный момент на референдумы не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. [1]

Практика проведения референдумов в современной России

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» [2] вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

Источник

Правила проведения референдума в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2018 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе. С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от «Справедливой России» Ильи Свиридова. Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.

Читайте также:  Как Вступить В Емс В Гта 5 Рп Система Повышения Сдача Экзаменов Сколько Зарплата Sunrise p

Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года — о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года — о доверии президенту России Борису Ельцину. Последний всероссийский референдум — по принятию новой конституции — проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации. В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проголосовавших высказались за принятие основного закона, против — 41,57%.

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным — «да» или «нет».

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию — так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.

Источник



Всесоюзный референдум 1991 года: почему граждане оказались обманутыми.

17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум, на котором ставился вопрос о сохранении Советского Союза. Народ проголосовал «за», но в результате подписанных 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений СССР распался.

Предпосылки к проведению референдума были налицо. Во-первых, политический кризис власти, потеря власти присущего ей авторитета; во-вторых — экономический и идеологический кризис в стране, в третьих — противостояние элит. Власти требовалась легитимность, которую бы референдум подтвердил. Также нужно сказать о том, что референдум — высшая форма проявления демократии. Проблемы государства, ставшие очевидными к начале 1991 года, можно было завуалировать проведением глобальной демократической процедуры. Людям важно было чувствовать, что их мнение значимо, что они могут влиять на судьбу страны.

В референдуме участвовали не все республики СССР. Кроме того, отличалась в разных республиках и формулировка вопроса. В Казахской ССР голосование проводилось по вопросу: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств». Таким образом, уже тогда была заложена идея о создании СНГ. На Украине постановка вопроса уточнялась ещё одним: «Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?». Это уточнение получило 80,2% одобрительных ответов. В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, референдум фактически не проводился, но люди все же могли проголосовать: местные Советы народных депутатов, общественные группы на предприятиях и некоторые трудовые коллективы, а также командование воинских частей самостоятельно образовали округа и участки, окружные и участковые комиссии, зарегистрированные Центральной комиссией референдума СССР. Референдум также состоялся в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Гагаузии.

Источник