Вопросы социологической анкеты с вариантами ответов называются

Метод анкетирования

Для проведения анкетирования необходимо, чтобы исследователь обладал определенными знаниями и умениями, которые необходимы для того, чтобы разработать анкету, подготовить ее к обсчету, организовать и провести анкетный опрос. Среди основных достоинств данного метода – это возможность быстро собрать достаточно большой объем информации и то, что респонденты обычно сами заполняют анкету.

Ввиду того, что анкета будет состоять из вопросов, то немаловажно дать им характеристику (рисунок 1).

Анкетирование и виды вопросов

Рисунок 1 – Классификация вопросов

Вопросы принято классифицировать по ряду оснований (признаков). По содержанию вопросы бывают о событиях и фактах и вопросы о мнениях и оценках касательно тех или иных событий.

К примеру, вопрос «Лишались ли вы работы в течение последних пяти лет?» будет относиться к первой категории, в то время как вопрос «Какую бы оценку вы поставили результатам собрания акционеров компании?» относится ко второй.

В зависимости от функций выделяют вопросы контрольные, основные, фильтрующие, буферные, конкретные, вопросы-ловушки.

Цель основных вопросов – получить информацию о социальных фактах. Фильтрующие вопросы используют для того, чтобы отсеять некомпетентных респондентов. К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Контрольные вопросы нужны для того, чтобы проверить то, насколько достоверны ответы на основные вопросы. С их помощью можно оценить, является ли получаемая информация качественной. Зачастую в анкете располагают контрольные и основные вопросы таким образом, чтобы респонденты не смогли понять связь между ними, иначе контролирующая функция не будет выполняться.

К примеру, если основной вопрос «Насколько вы удовлетворены работой?», то в качестве контрольного будет вопрос вроде «Хотите ли вы поменять место работы?».

Буферные вопросы используют для того, чтобы переключить внимание респондента на новый тематический блок вопросов анкеты, а также для того, чтобы нейтрализовать влияние предыдущих вопросов на следующие, снять чувство монотонности.

К примеру, после блока вопросов о том, как человек проводит свой досуг, дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе».

Благодаря контактным вопросам можно установить доброжелательные отношения между респондентом и исследователем.

Вопросы-ловушки используют для того, чтобы выявить искренность и добросовестность респондента. Они являются своеобразными «детекторами лжи».

К примеру, при прохождении личностного теса Г. Айзенка, респондент должен ответить на вопросы вроде «Бывали ли у вас мысли, которые вам хотелось бы скрыть», «Случается ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?», «Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?». Если респондент методично дает отрицательный ответ на все вопросы, то его искренность можно поставить под сомнение.

По структуре бывают открытые и закрытые вопросы (таблица 1).

Таблица 1 – Открытые и закрытые вопросы

Открытые вопросы Закрытые вопросы
Респондент отвечает на поставленный вопрос сам в произвольной форме В данных вопросах есть перечень вариантов ответов, которые предварительно составил исследователь и из которого респондент выбирает тот, который ему наиболее близок

При разработке закрытых вопросов необходимо соблюдать некоторые правила. Например, количество имеющихся вариантов ответов должно исчерпывать объем вопроса. Также важно сбалансировать шкалу отрицательных и положительных вариантов ответов, чтобы предотвратить смещение в одну из сторон.

Выделяют три вида закрытых вопросов:

  • вопросы с ответом типа «да/нет»;
  • альтернативные вопросы, в которых надо выбрать один ответ из списка предложенных;
  • вопросы-меню, при ответе на которые респондент выбирает несколько ответов одновременно.

Самое главное достоинство открытых вопросов в том, что ответы на них нерегламентированные. Открытые вопросы принято использовать, если все варианты ответов невозможно предусмотреть. В ответах на открытые вопросы часто встречаются внезапные и неожиданные суждения.

Однако, при этом у открытых вопросов есть свои недостатки:

  • респондент может вольно проинтерпретировать заданный вопрос и тогда социолог получит информацию, не отражающую цель и задачи исследования;
  • социолог может исказить полученную информацию в процессе ее обработки;
  • открытые вопросы технически сложно обрабатывать и это занимает много времени;
  • отвечать на открытые вопросы сложнее, чем на закрытые, поэтому часто респонденты могут оставить их без ответа.

На практике видно, что количество отказов отвечать на открытые вопросы может достигать около 70%, что значительно искажает выборку. Более того, респонденты часто могут быть недостаточно добросовестны при ответе на открытый вопрос и отвечают первое, что приходит им в голову, не обращая внимание на сущность вопроса. Поэтому при обработке можно встретить большое количество непродуманных и случайных ответов, от которых напрямую зависит качество полученной информации.

Главное достоинство закрытых вопросов в том, что их интерпретация строга и однозначна, а также их легко и быстро обрабатывать. Именно поэтому в большинстве анкет исследователи предпочитают использовать закрытые вопросы. Несмотря на это у них также есть свои недостатки. К примеру, возможны случаи, когда ни один из предложенных исследователем ответов не соответствует мнению респондента. Данная ситуация вынуждает респондента выбрать один из вариантов и, как результат, исследователь получает некорректную информацию, которая неадекватна истинному мнению респондента и реальному положению вещей.

Вышеизложенное говорит о том, что нельзя говорить, что закрытые вопросы лучше, чем открытые и наоборот. Каждый из представленных видов вопросов имеет свои достоинства и недостатки, а также свою собственную сферу применения. Вопросы, которые предполагают ответы «да/нет» нет смысла делать открытыми, однако, есть и такие вопросы, которые невозможно «закрыть». К примеру, «Какие книги вы читаете».

У социологов широко распространены и приобрели большую популярность полузакрытые вопросы, в которых после перечня вариантов ответов следует открытый вариант, который дает респонденту возможность ответить «Другое» или «Напишите свой вариант ответа». Такие вопросы позволяют исследователю расширить набор вариантов ответов, а респонденту – ответить так, как он считает нужным.

В зависимости от формы выделяют прожективные (косвенные) вопросы и прямые (таблица 2).

Таблица 2 – Косвенные и прямые вопросы

Прямые вопросы Прожективные вопросы Безличные вопросы
Направлены на существо ситуации и обращены к самому респонденту – «Знаете ли вы…», «Ваше мнение по поводу…» и т.д. В вопросах данного типа ситуацию предполагают и моделируют: «Предположим, что вы временно остались без работы. Вернулись ли вы на предыдущее место?» Вопросы типа «Некоторые считают, что… а как думаете вы?»

На практике видно, что респонденты предпочитают косвенные безличные вопросы, чем прямые личные. Особенно это касается выявления мнения, которое серьезно отличается от общепринятого или широко распространенного.

Общая композиция анкеты

Анкета – это не механическая совокупность вопросов. У нее есть своя структура, которая состоит из трех частей: вводной, основной, паспортички.

Во вводной части обращаются к опрашиваемому и указывают, какая организация проводит опрос, каковы цель и назначение исследования, где будут использоваться полученные результаты. Обычно также подчеркивают важность личного участия опрашиваемых в опросе, гарантируется анонимность и указываются основные правила заполнения анкеты.

В основную часть анкеты входят вопросы, которые могут быть разбиты на блоки. Вопросы нацелены на то, чтобы получить информацию, необходимую исследователям. В начале анкеты ставят более интересные и доходчивые вопросы, для того, чтобы расположить респондентов к сотрудничеству. Затем идут более сложные вопросы, которые направлены на то, чтобы выяснить установки, мнения и оценки респондентов.

В паспортичке принято указывать сведения о респонденте – его пол, возраст, место учебы или работы, образование. Ее располагают в конце анкеты, однако могут помещать и в начале.

В конце составления анкеты ее проверяют на логику и соответствие критериям качества. Окончательное решение о качестве составленной анкеты выносится после пробного (пилотажного) исследования.

Виды анкетирования

В современных социологических исследованиях используются несколько видов анкетирования, которые представлены в таблице 3.

Источник



Анкета как инструмент социологического исследования

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Социологическая анкета это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

Вопросы не должны:

— превышать возможности памяти и компетенции

Опрашиваемых;

— вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие

Респондентов;

— навязывать мнение социолога;

быть перегружены вариантами ответов.

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.

1. Вопросы по содержанию:а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая «паспортичка», дающая характеристику личности респондента).

2. Вопросы, различающие по форме:а) вопросызакрытые (к ним дается перечень вариантов ответов); б) открытые (варианты ответов не прилагаются, респондент сам должен сформулировать ответ и вписать его); в) полуоткрытые(в данном случае сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.

Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: «Из каких источников Вы получаете политическую информацию — телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?»

Имеют место вопросыпрямые и косвенные. Прямые вопросы — это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

Косвенные вопросы — в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: «Что мешает Вам хорошо учиться?» Пример косвенного вопроса: «Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что. «

Вопросы различаются такие по своим функциям: этоосновные и неосновные вопросы.Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Вопросы-фильтрыиспользуются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.

При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

В конце анкеты, как правило, имеется «паспортичка»и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.

В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.

После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое — на персональных компьютерах. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы.

Выводы

1. Процесс социологического исследования в общем виде есть не что иное, как применение субъектом определенных средств для получения нового знания об объекте и практического овладения им.

2. Разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.

3. По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных.

4. Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех, часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования.

5. Социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под социологическим исследованием?

2. Чем вызвана необходимость составления программы в научном исследовании? Почему так важно составление программы в начале исследовательской работы?

3. Есть ли особенности разработки программы прикладного социологического исследования в сравнении с исследованиями в других отраслях науки? Если да, то в чем они состоят?

4. Какие функции выполняет программа в социологическом исследовании? Какие нормативные требования предъявляются в ходе разработки программы?

5. Какие существуют способы и логические схемы доказательства гипотез? Как осуществляется проверка каждого вида гипотез в прикладном социологическом исследовании?

6. Попытайтесь дать развернутую характеристику каждого вида социологического исследования: его назначение, характер решаемых задач, особенности организации.

7. Каковы методологические принципы применения метода опроса в прикладном социологическом исследовании?

8. Чем отличается использование метода наблюдения в естественных и общественных науках?

9. Каковы отличия экспериментов, проводимых в социологии, психологии, в педагогике, в экономических и правовых науках?

10. Что измеряется с помощью социометрического метода? Назовите единицу измерения. Обоснуйте научную достоверность его данных.

Литература

Астафьева Е.Н., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В.Биографическое интервью: Учеб.-метод. пособие (Под ред. В.Г.Безрогова). – М.: Изд-во УРАО, 2001.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М.: Аспект Пресс, 1995.

Белановский С.А. Метод фокус-групп. — М.: Магистр, 1996.

Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – М.: Высш. шк., 1989.

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1998.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998.

Загоруйко Н.Г.Прикладные методы анализа данных и знаний. – Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999.

Лукина М.Технология интервью: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Морено Я.Л.Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе /Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2001.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. — М.: АВА-Экстра, 1993.

Степанов А.С.Метод контент-анализа. – М.: МГУ, 1994.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). – М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998.

Источник

Типы и виды вопросов в социологическом опросе. Социологические шкалы и измерение

1. Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политической сферах общества, о ситуации на производстве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента

2. Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации.

3.Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.

4.Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий.

5.Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. 6.Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок.

По своей логической направленности вопросы в анкете также делятся на несколько типов

1.Основные вопросы — это высказывания в опроснике, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте.

2.Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента.

3.Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определеннойее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить анкетеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.

4.Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос — это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа.

5.Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу «да — нет», носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены.

6.Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.

7.Полузакрытые вопросы — это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: «другое», «что еще», т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопросов. 8.Прямые вопросы — это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию респондента по отношению к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п.

9.Косвенные вопросы — это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социолога. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы всеми, не допускать различного толкования. При печати и наборе текста анкеты все вопросы нумеруются по порядку, а нумерацию вариантов ответов внутри каждого блока вопросов лучше нумеровать не цифрами, а порядковыми буквами алфавита. Следует использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, для оживления текста анкеты и снятия психологического утомления респондента рекомендуется использовать рисунки. Нельзя разрывать текст вопроса и переносить его со страницы на страницу, потому что это затрудняет восприятие респондентом текста как целого. Анкета должна предусматривать место для записи ответов на открытые вопросы и иметь стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим в случае использования вопросов-фильтров. Виды вопросов.

Все вопросы делятся на два основных типа — открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать своё мнение. Например: Каков доход на одного человека в вашей семье? В закрытых после текста вопроса социолог предлагает перечень закрытий или альтернатив.

Пример: Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 100 000 рублей.

2. От 100 001 до 500 000 рублей.

3. От 500 001 до 1 000 000 рублей.

4. Свыше 1 000 000 рублей. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. Социологические шкалы

1.Измерительная шкала в прикладной социологии является главным средством сбора и анализа соответствующего статистического материала. Основная задача измерения, решаемая с помощью измерительной шкалы, состоит в том, чтобы привести качественно разнородные данные к сопоставимым количественным показателям. При построении измерительной шкалы, прежде всего, решается проблема измерения с помощью набора свойств изучаемых социальных объектов, явлений и процессов, которые непосредственно измерить нельзя. Поэтому основная суть осуществляемой при помощи шкал процедуры измерения состоит в сопоставлении специфических переменных (образов действительности), входящих в их состав, с реальным поведением, оценками и самооценками конкретных ситуаций, требующих проявления изучаемого социального явления, характеристиками социальных объектов и осуществляемой ими деятельности.

2.Номинальная шкала.В строгом смысле слова номинальная шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенств или неравенства, дает лишь простую классификацию объектов. По этой шкале можно проводить только операции простого суммирования чисел и расчет процентов, моды, а также корреляцию качественных признаков.

3.Порядковая шкала.В отличие от шкал наименований порядковые шкалы включают в себя перечень признаков, упорядоченных относительно друг друга по измеряемому признаку и представляющих собой некое системное единство. Эта разновидность шкал является наиболее употребляемой в практике социологических исследований. Основное их назначение — определение различных степеней качества и уровня развития признака, содержащихся в экспертных и других оценках, мнениях и суждениях. Порядковая шкала имеет самостоятельное назначение. Приписав каждому варианту ответа в шкале определенный индекс. Порядковая шкала допускает операции равенства — неравенства и больше — меньше. Она представляет собой ранжирование по признаку. По сравнению с номинальной шкалой она позволяет высчитать медиану и осуществлять ранговую корреляцию.

4.Ранговая шкала.В отличие от порядковой в ранговой шкале не только осуществляется ранжирование самого признака, но и указывается его место в ряду в порядке возрастания или убывания. При помощи этой шкалы между объектами устанавливаются и отношения эквивалентности и отношения порядка.

5.Шкала отношений, или пропорциональная шкала, позволяет определить, во сколько раз интенсивность данного свойства, признака у одного объекта выше, чем у другого. В шкале отношений числа присваиваются объектам так, чтобы между числами выполнялась такая пропорция, которая существует между объектами. Эта шкала подразумевает фиксированную точку отсчета — начало отсчета. Она допускает операции равенства — неравенства, больше — меньше, равенства интервалов и равенства отношений и тем самым реализует все математические операции.

6.Шкала измерения.Валидность шкал измерения зависит правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить. Полнота шкалы измерения — это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число ее позиций, прежде всего для ранговых шкал, определяется самим исследователем, чем больше их, тем шкала чувствительнее. Социологическое измерение Социологическое измерение — это процедура, с помощью которой качественные признаки социального явления или объекта, что изучается, сравнивают с определенным эталоном и получают числовое выражение в определенном масштабе.

Эталоном измерения является шкала, что еесоздает сам социолог в процессе исследования.

1.Описательная теория, (естественнонаучная теория), была первой применены для понятия измерения. Измерение — это сопоставление одной величины с другой при помощи единиц измерения. Это определение предполагает существование объективного предмета с присущими ему объективными свойствами — величинами, такими как длина, ширина. Она также предполагает существование объективных единиц измерения. В социологии и социальной психологии такое определение измерения не подходит, так как в них измеряются свойства индивида, количественных признаков достаточно мало. В связи с этим, понятие измерения было переформулировано для анализа социальной материи.

2.Репрезентативная теория измерений. Измерение — это представление эмпирических объектов в виде чисел, которое осуществляется по определенным правилам.

3.Формальная теория измерений. Возникает в рамках репрезентативной теории уже в XX веке, и основана на ее постулатах. Но эти постулаты она попыталась изложить в виде математических принципов. Измерение — это гомоморфное отображение эмпирической системы соотношений в числовую систему соотношений. В рамках формальной теории возникает новое понятие — преобразование шкалы.

Источник

Вопросы социологической анкеты с вариантами ответов называются

Вы здесь: Главная />Лекция 5. Инструментарий социологического опроса />Классификация вопросов анкеты

Классификация вопросов анкеты

Основой проведения анкетного опроса, его инструментарием является анкета.

Анкета в социологическом исследовании – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление качественно-количественных характеристик объекта и предмета исследования.

Исходя из определения анкета – это не простая механическая последовательность вопросов, которые могут размещаться в ней как угодно или удобно исследователю, а система вопросов, расположенных в определенном порядке. Необходимо отметить, что упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но преамбула, инструкция, обращение. Кроме того, анкета включает в себя не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт.

Для того, чтобы правильно составить анкету, необходимо, прежде всего, знать классификацию вопросов. Классифицируются они следующим образом:

1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента);

2) по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

3) по функции (основные и неосновные).

Дадим ниже им краткую характеристику.

Вопросы о фактах сознания выявляют мнения, пожелания, оценки, интересы и т.п. респондентов. Так как это вопросы о фактах сознания, то, естественно, они носят субъективный характер.

Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия и результаты деятельности респондентов. В практике физической культуры ответы на вопросы данного типа позволяют получить информацию о степени физкультурно-спортивной активности; структуре соревновательной деятельности и т.п.

Вопросы о личности респондента присутствуют во всех анкетах и дают информацию о возрасте, семейном положении, профессии, образовании и других характеристиках человека.

Закрытым называется вопрос, имеющий полный набор вариантов ответов. При этом закрытые вопросы могут быть альтернативными (возможность выбора одного варианта ответа) и неальтернативными (выбор 2-х и более вариантов).

Открытые вопросы в отличие от закрытых, дают возможность респонденту выразить в полном объеме свое мнение по данному вопросу. В этом случае ему предоставляется право предложить свои варианты ответа.

Открытые вопросы в анкете более предпочтительны тогда, когда необходимо получить информацию о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, предложений по ее решению и т.п.

Закрытые варианты вопросов эффективнее использовать для выявления фактов т отношений, предлагающих заранее известный и единообразный перечень возможных вариантов ответов. Например, «Устраивают ли Вас занятия по физическому воспитанию?»

1. Вполне устраивают.

2. Скорее да, чем нет.

4. Скорее нет, чем да.

5. Совершенно не устраивают.

Прямые вопросы – вопросы, связанные с критическим отношением респондента к своей личности.

Косвенные вопросы дают возможность получить информацию в безличностной форме, снимают остроту критических оценок в адрес самого респондента.

Основные вопросы – вопросы анкеты, при помощи которых получают первичную социологическую информацию о содержании проблемы исследования.

Неосновные вопросы направлены на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) и искренность ответов (контрольные вопросы). Вопросы-фильтры используют тогда, когда необходимо получить информацию относительно не всей совокупности опрашиваемых, а только части из них.

Применение контрольных вопросов повышает достоверность получаемой информации.

Источник

Читайте также:  Вопросы для проверки мужчин