Восстание тайпинов в Китае 1850 1864 Цели и значение восстания Причины поражения

Восстание тайпинов в Китае (1850—1864). Цели и значение восстания. Причины поражения

В истории Китая особенно чётко прослеживается определённая цикличность, присущая большинству мировых цивилизаций. Эпохи процветания здесь чередовались с периодами хаоса и разрухи. К середине XIX века растущее в стране напряжение привело к очередному социальному взрыву, который в этот раз был обусловлен не только традиционными внутрикитайскими проблемами, но и принципиально новыми явлениями.

Причины восстания

С 1644 года императорский престол в Китае занимали представители маньчжурской династии Цин, утвердившиеся тут в результате завоеваний. Несмотря на то, что маньчжуры быстро ассимилировались, местное население продолжало воспринимать их как чужаков. Поэтому все последующие социальные волнения проходили под призывами к свержению ненавистных цинских императоров.

Накалялась и обстановка в деревне. Впрочем, социальные трения не были чем-то новым для Китая. Издревле тут сталкивались интересы богатых арендодателей и беднейших низов, причём, последние всегда были источником антиправительственных настроений. Однако социальный протест середины XIX века был связан не только с внутренними явлениями, но и с последствиями Первой Опиумной войны. Покупка опиума у Великобритании вызвала отток серебра из китайской экономики и инфляцию. При этом выплаты населению выдавались дешёвой медной монетой, а повинности взимались исключительно серебром. Этот дисбаланс стал причиной значительного увеличения налогового бремени и роста недовольства.

Открытие новых портов для торговли с иностранцами разгрузило сухопутные торговые пути в южной части страны — в районе Гуандуна. Перевозки стали осуществляться по реке Янцзы, что требовало меньших финансовых затрат и экономило немало времени. В результате многие крестьяне, проживавшие на юге и занимавшиеся транспортировкой товаров, остались без работы и средств к существованию.

Ещё одним обстоятельством, приведшим к крестьянским выступлениям, стали стихийные бедствия, обрушившиеся на Китай в 1840-е годы: два сильнейших наводнения, унесшие жизни 1 млн человек, и неурожай 1849 года.

Протест беднейших слоёв мог бы вылиться в краткую череду разрозненных и бессистемных восстаний, которые правительство подавило бы за считанные месяцы, а то и недели. Но в этот исторически важный момент в крестьянской среде появился весьма амбициозный человек, не только предложивший чёткое идеологическое обоснование для дальнейших выступлений, но и превративший аморфную массу недовольных в строгую, военизированную организацию. Звали его Хун Сюцуань. На основе собственных представлений об устройстве мира и идеальном государстве, он сумел создать настоящую религию, нашедшую множество приверженцев по всей стране.

Учение и деятельность Хун Сюцуаня

Идеи Хун Сюцуаня сочетали как традиционные для Китая мировоззренческие элементы, так и принципиально новые. По сути, это был синтез даосизма, буддизма и конфуцианства, с одной стороны, и христианства, понимаемого на особый манер, с другой.

Главной целью своей деятельности Хун Сюцуань видел создание «государства великого благоденствия», основанного на принципах равенства и братства. Причиной возникшей кризисной ситуации, на его взгляд, была власть маньчжуров — «дьяволов». Для того чтобы вернуть в мир гармонию, нужно ликвидировать помещичий гнёт, начать сотрудничать с западными странами и изгнать «дьяволов». Самого себя Хун Сюцуань называл «властелином и спасителем людей», ниспосланным на землю свыше, а также младшим братом Христа.

В 1843 году Хун Сюцуань основывает «Общество поклонения небесному владыке» и начинает вести активную пропагандистскую деятельность, переезжая из одной провинции в другую. Достаточно быстро вокруг него складывается широкий круг приверженцев. В основном это были представители беднейших слоёв населения: крестьяне, рабочие и маргиналы, привлечённые идеей обогащения бедных за счёт богатых. Однако под знамена Хунь Сюцуаня вставали и зажиточные люди, недовольные правлением Цин. В результате ему удалось собрать настоящую 30-тысячную армию.

Центром революционного движения стала уединённая деревня Цзинь-Тянь в южной провинции Гуанси. Здесь был разбит настоящий военный лагерь, в котором царила строжайшая дисциплина: под запретом были опио- и табакокурение, алкоголь, половые отношения и азартные игры. Члены «Общества поклонения небесному владыке» призывали к всеобщему равенству, общности имущества, аскезе, ликвидации товарно-денежных отношений, соблюдению десяти христианских заповедей и борьбе с маньчжурами.

Ход событий

Начальный этап революции (1850-53)

Чиновники Гуанси обратили внимание на растущее в их провинции революционное движение только летом 1850 года. Для его ликвидации они создавали вооружённые крестьянские отряды, которые либо не могли оказывать армии тайпинов достойное сопротивление, либо примыкали к повстанцам. В январе 1851, когда армия Хун Сюцуаня окончательно окрепла, было официально объявлено о начале вооружённой борьбы ради свержения старого строя и установления нового. Параллельно было провозглашено образование Небесного Государства великого благоденствия (Тайпин таньго). Был сформирован полноценный государственный аппарат, опиравшийся на армию. Верховным правителем Тайпин таньго — Небесным ваном — объявлялся сам Хун Сюцуань.

Повстанцы громили помещичьи усадьбы, убивали чиновников и их семьи, уничтожали всё, что имело отношение к традиционным китайским религиям: храмы, статуэтки, литературу. Единственно правильным учением объявлялись идеи Хун Сюцуаня, несмотря на то, что сам предводитель движения почерпнул большую часть своих взглядов в древнекитайских религиозных трактатах.

Осенью 1851 года тайпины занимают город Юнъань, где их попыталось блокировать правительственное войско. Однако осада была прорвана, цинской армии нанесён немалый урон, а повстанцы с боями двинулись на север. По пути им удалось овладеть Учаном — стратегически важным городом с богатыми оружейными арсеналами. Поскольку в руки тайпинов также попала часть речного флота, стоявшего на Янцзы, повстанцы быстро и без потерь смогли добраться до Нанкина — древней столицы Китая. После тяжёлой, длительной блокады сопротивление защитников города было сломлено. Нанкин стал столицей Тайпин таньго. С этого момента можно говорить об установлении в Китае двоевластия: революционное правительство в Нанкине и маньчжурское — в Пекине.

Пик революционного движения (1853-1856)

Следующей целью тайпинов было покорение Северного Китая и сердца империи — Пекина. Однако экспедиции, отправляемые к столице, уничтожались цинскими войсками, и руководство Тайпин таньго занялось решением внутренних вопросов.

Население Нанкина было разделено на мужские и женские общины, отношения между которыми пресекались. Эти общины, в свою очередь, подразделялись на профессиональные гильдии, создававшие всё необходимое для жизнеобеспечения нового государства. Деньги были упразднены. Излишками производства и военной добычей распоряжались лидеры Тайпин таньго, быстро отказавшиеся от принципов аскезы и воздержания. Львиную долю богатств они забирали себе, а остальное отправляли в общественные кладовые, откуда любой гражданин мог взять что-то необходимое.

Хун Сюцуань объявил о реформе аграрных отношений в соответствии с разработанной им программой — «Земельная система небесной династии». Согласно ей, частное право ликвидировалось, население страны делилось на сельскохозяйственные общины, бывшие одновременно и военными подразделениями. Общины должны были обеспечивать себя сами, а всё произведённое сверх нормы сдавать государству. Впрочем, на практике эта программа так и не была осуществлена.

Между тем, назревает раскол в тайпинской верхушке. В 1856 году был убит бывший сподвижник Хунь Сюцуаня — Ян Сюцин, предпринявший попытку стать единоличным лидером Тайпин таньго. За этой расправой следует целая череда кровавых событий, итогом которых стало уничтожение не только большинства тайпинских лидеров, некогда поддерживавших Небесного вана, но и 20 тысяч обычных граждан.

Пока руководители тайпинов закатывали пышные пиры, создавали гаремы и расправлялись друг с другом, цинское правительство готовилось к решительным действиям. Во-первых, на местах были организованы хорошо вооружённые отряды самообороны, во главе которых стояли этнические китайцы, во-вторых, для несения военной службы стали использовать европейских наёмников. Англичане оказывают пекинскому правительству активную помощь в подавлении восстания, решив в данной ситуации сделать ставку на цинскую династию. Тайпины, несмотря на их симпатии к европейцам, отказались признавать условия Нанкинского мирного договора, а, следовательно, могли отказаться от сотрудничества с колонизаторами в дальнейшем.

Читайте также:  Получить результаты анализов ситилаб казань

Кризис революционного движения и поражение тайпинов (1856-1864)

Руководство Небесного государства раздирали противоречия. Представители молодого поколения революционеров, понимавшие суть происходивших в мире процессов, например Хун Жэньгань, предлагали комплекс реформ, направленных на оформление в Китае капиталистических отношений: создание банковской системы, развитие промышленности и транспортной сети. Однако все эти проекты так и остались нереализованными. В это время из лагеря тайпинов начинается массовое бегство, репрессии, к которым регулярно прибегали лидеры повстанцев, и радикальный подход к решению вопросов, касающихся частной собственности и вероисповедания, отпугивали все слои населения.

Модернизированное цинское войско начинает одерживать одну победу за другой. В 1862 году вместе со своим войском был взят в плен Ши Дакай — один из старейших сподвижников Хун Сюцуаня. А в начале 1864 года был осаждён Нанкин. В городе начался голод. В данной ситуации обнаружилось полное отсутствие каких-либо военных талантов у Небесного вана, который ранее полагался в тактических вопросах на своих приближённых. После 1856 года не осталось ни одного живого человека, способного повлиять на его решения. Он отверг все возможные варианты прорыва блокады, ожидая, что уцелевшие части некогда огромного войска тайпинов придут ему на помощь. Эти надежды не оправдались, и в начале лета 1864 лидер восстания покончил с собой. Защитники Нанкина смогли продержаться ещё два месяца. В конце июля блокада была прорвана, несколько дней продолжались отчаянные уличные бои, в ходе которых были уничтожены все тайпины. Несмотря на победу цинского правительства, борьба с отдельными отрядами повстанцев, разбросанными по всему Китаю, продолжалась вплоть до 1868 года.

Причины поражения восстания

Несмотря на успех тайпинов на первых этапах революции, восстание было изначально обречено на провал. В 1840-60-е годы помимо тайпинского, в Китае разгорелось ещё несколько крестьянских движений, участники которых желали реставрировать предыдущую династию — Мин, в то время как тайпины хотели поставить во главе государства самого Хун Сюцуаня. Это стало причиной разногласий и не позволило повстанцам выступить единым фронтом против маньчжуров. В это же время начала разлагаться сама тайпинская верхушка.

В ходе восстания повстанцам удалось занять большую часть страны, но они не заботились о том, чтобы удержать за собой эти территории. В провинциях, которые тайпины провозглашали своими, оставался дореволюционный уклад вещей: собственники сохраняли свою землю, помещики продолжали эксплуатацию крестьян, размер налогов практически не сокращался.

Идеология тайпинов так и не привлекла достаточное количество населения. Она несла чуждые для китайцев идеи. Если радикальный передел собственности оттолкнул от тайпинов богатые слои, то религиозный фанатизм и попытка разрушить традиционную систему китайских верований отпугнули от участия в революции простой народ. Кроме того, руководители движения сами не понимали характера изменений, которые происходили в мире и в их стране. Предлагаемое ими государственное устройство было сочетанием утопического коммунизма и восточной деспотии, в то время как все прогрессивные державы входили в эру капитализма. При этом тайпины не понимали и того, что главная причина накалившейся социально-экономической обстановки заключается вовсе не в маньчжурах, которые к тому моменту окончательно приняли китайскую культуру, а в западных колонизаторах. Даже когда последние стали открыто выступать на стороне цинского правительства, тайпины продолжали считать европейцев своими «младшими братьями».

Продолжавшееся 15 лет тайпинское восстание обескровило страну. В ходе гражданской войны, по подсчётам некоторых историков, погибло до 20 млн человек. Хозяйство находилось в упадке, а вмешательство британских войск во внутренние дела Китая усилило колониальную зависимость государства. Движение тайпинов обнажило все проблемы цинской империи, возникшие после крушения китайской самоизоляции, и поставило вопрос о дальнейшем существовании государства в новых условиях.

Источник

Восстание тайпинов в Китае. Причины, итоги, суть, события, участники.

Восстание тайпинов

Тайпинское восстание

Чтобы понять, чем было вызвано восстание тайпинов в Китае в 1850-1864 годах, надо для начала посмотреть, что из себя представлял Китай образца 19 века. Это было многонациональное и мультикультурное государство, причём земли тайпинов занимали значительную территорию на юге страны (и проживало там около 30 млн человек), а сами тайпины заметно отличались от маньчжуров, являвшихся основной нацией китайской империи Цин. Противостояние двух культур вылилось в крестьянскую войну, продлившуюся около 14 лет, причём на охваченных тайпинским восстанием территориях было даже создано отдельное государство. Эта война послужила сигналом для других очагов недовольства в империи Цин, так что она спровоцировала восстание итэхуаней и других народов, проживавших на территории современного Китая. Многие историки утверждают, что восстание тайпинов в Китае было самым масштабным и кровопролитным конфликтом XIX века, а также самой кровавой гражданской войнов в истории человечества.

Восстание ихэтуаней

Читайте также:
Восстание ихэтуаней в Китае. Причины, события, итоги.
Восстание сипаев в Индии. Причины, события, итоги.
Революция Мэйдзи в Японии
Синьхайская революция в Китае

Причины восстания тайпинов в Китае

Причины восстания тайпинов

Притеснение тайпинов маньчжурами стало одной из основных причин восстания

  • Консервативность и бездействие китайской власти. Императоры Цин стремились оградить страну от вредних, по их мнению, контактов с иностранцами (в основном европейцами), а потому Китай оставался закрытой страной. Власти противились любым переменам и либеральным реформам, в результате чего восстания в Китае в 19 веке случались одно за другим. Все они, вместе взятые, и стали одной из причин восстания тайпинов – оно стало их кульминацией.
  • Повсеместное распространение опиума в Китае. Эта наркоэпидемия приняла такие масштабы, что опиум курили все, кто мог его себе позволить, и это приводило к разложению населения. Но отказаться от опиумной торговли китайские императоры не могли, они вынуждены были покупать его снова и снова, платя за это серебром. В противном случае европейские державы угрожали Китаю военной интервенцией.
  • Взаимная неприязнь между тайпинами и маньчжурами. И те, и другие считали друг друга людьми второго сорта, но страной управляли именно маньчжуры, так что тайпинское население, составлявшее около 10% от населения всего Китая, притеснялось. Недовольство долго копилось, и именно оно стало ещё одной причиной восстания тайпинов, когда оно вырвалось наружу.
  • Финансовый кризис. Китайцы вынуждены были закупать у европейцев всё больше и больше опиума, что привело к оттоку серебра из страны. В итоге его осталось так мало, что разразился торговый кризис – в государстве почти не осталось денег.

Участники и цели восстания тайпинов

Участники восстания тайпинов

Европейцы участвовали в тайпинском восстании сперва на стороне повстанцев, а затем на стороне империи Цин

Мятежники ставили своей целью освобождение от маньчжурского господства. Они создавали собственное государство, искореняя при этом традиционные китайские культурные элементы (традиции, обычаи, религию) и насаждая взамен них христианские ценности такими, какими они их видели. Некоторые реформы были весьма прогрессивными – так, женщины были уравнены в правах с мужчинами. Интересно, что участники восстания тайпинов строго придерживались десяти христианских заповедей, хотя их учение заметно отличалось от традиционного христианства. Поначалу им даже удалось достигнуть своей цели, создав независимое Тайпинское государство, но просуществовало оно немногим более десяти лет, и в итоге пало под ударами объединённых сил империи Цин и присоединившихся к ней европейских государств. Численность участников восстания тайпинов подсчитать проблематично, но армии каждой из сторон насчитывали миллионы людей. Лидером восставших был вышеупомянутый Хун Сюцюань, лидером империи Цин – император Сяньфэн.

Читайте также:  Результат работы по МСФО Аэрофлота за 2019 год

Ход событий и суть восстания тайпинов кратко

События восстания тайпинов

События тайпинского восстания вызвали цепную реакцию и спровоцировали множество других мятежей и бунтов по всей империи Цин

Как известно, восстание тайпинов в Китае было подавлено при активном участии европейских держав, но они вмешались в ситуацию не сразу, а только тогда, когда стало очевидно, что сложившаяся ситуация угрожает их интересам. Начало тайпинского восстания было куда менее масштабным, оно зародилось, как движение сопротивления, возглавляемое учителем по имени Хун Сюцюань, основателем “Общество поклонения Небесному Владыке”. Члены общества считали себя христианами, но на деле их учение представляло собой гремучую смесь христианства, даосизма и буддизма. Поднятый Хун Сюцюанем мятеж не был спонтанным, он готовился к нему заранее, и в 1850 году счёл обстановке благоприятной для начала восстания. Тайпины всего за несколько месяцев обзавелись множеством сторонников, собрали 20-тысячную армию и начали проводить первые военные операции против правительственных войск – то, что начиналось, как религиозная секта, быстро превратилось в дисциплинированную армию.

Гражданская война в Китае

Гражданская война в Китае. Причины, события, итоги, участники, этапы, суть кратко.

Иоанн Безземельный

Правление и реформы Иоанна Безземельного. Великая хартия вольностей.

События восстания тайпинов в Китае быстро набирали обороты. Известно, что мятежники запрещали курение опиума, проституцию и грабежи местного населения, а вот все сторонники империи Цин уничтожались ими беспощадно. Стремясь заручиться поддержкой крестьян, они защищали их от цинской армии, и это приносило свои плоды. Спустя всего два года численность тайпинского войска превышала 500 тысяч человек, а флот насчитывал более 2000 судов. В 1853 году армия повстанцев, выросшая уже до 1 млн человек, объявила о создании собственного государства, главой которого стал Хун Сюцюань. Тем временем империя Цин перешла в контрнаступление, пополнив свои силы сотнями тысяч наёмных солдат-китайцев. Борьба шла с переменным успехом, в ходе восстания тайпинов мятежники даже предпринимали походы на Пекин, пусть и неудачные. Но этот конфликт вызвал цепную реакцию, по всей империи Цин то тут, то там, вспыхивали мятежи, и власти вынуждены были сражаться на множестве направлений сразу.

Суть восстания тайпинов

По сути, восстание тайпинов началось, как мятеж религиозной секты, но оно быстро стало куда более масштабным

Европейские державы поначалу поддерживали восстание тайпинов, и даже объявили войну Китаю, так как тайпинские власти намеревались открыть границы страны для международной торговли, что было выгодно европейцам. Однако, в Тайпинском государстве назрел раскол, начались экономические трудности, и баланс сил склонился на сторону империи Цин. Тогда страны Европы, разочаровавшись в мятежниках, переметнулись на сторону империи, и начали воевать уже против своих недавних союзников. С 1860 года тайпинские армии терпели больше поражений, чем одерживали побед, в их государстве началось разложение и деградация, участились случаи дезертирства и перехода на сторону врага. В 1864 году после долгой осады был взят Нанкин, тайпинская столица, а Хун Сюцюань принял яд, чтобы не сдаваться врагам. На этом основные события восстания тайпинов в Китае были завершены, хотя отдельные их армии, уцелевшие к тому моменту, продолжали сопротивление вплоть до 1868 года.

Итоги и последствия восстания тайпинов в Китае

Итоги восстания тайпинов

В итоге решающий вклад в подавление восстания тайпинов внесла европейская поддержка

Источник

Восстание тайпинов. Причины. Ход. Итоги

Тайпинское восстание

Восстание тайпинов (1850-1864 гг.) – крестьянская война в Китае под предводительством Хун Сюцюаня. Все началось как крестьянское восстание и переросло в чрезвычайно кровавую гражданскую войну. Восстпние вспыхнуло летом 1850 г. в провинции Гуанси, как реакция ханьцев против династии Цин, которая была этнически Маньчжурской и иностранных колонизаторов. Это было вызвано голодом в провинции Гуанси и подавлением правительством Цин крестьянских протестов.

В долине Янцзы повстанцами было создано “Небесное государство великого благоденствия” (“Тайпин тянь го”) с центром в Нанкине (1853 г.) Подавлено объединенными силами маньчжуро-китайских и англо-франко-американских войск.

Заработок в интернете без вложений

Из истории

Будущий ученый по имени Хун Сюцюань, принадлежащий к меньшинству Хакка, на протяжении многих лет пытался сдать строгие экзамены на государственную службу Империи, но всякий раз терпел неудачу. Страдая от лихорадки, Хун узнал из видения, что он был младшим братом Иисуса Христа и что у него была миссия избавить Китай от маньчжурского правления и конфуцианских идей. На Хонга оказал влияние эксцентричный баптистский миссионер из Америки по имени Иссахар Джейкокс Робертс.

Учения Хун Сюцюаня и голод вызвали Январское восстание 1851 года в Цзиньтяне (ныне называемом Гуйпин), которое правительство подавило. В ответ армия мятежников численностью 10 тыс. мужчин и женщин двинулась на Цзиньтянь и захватила гарнизон цинских войск, расквартированных там.

Тайпинское восстание-1

Тайпин Царство Небесное

Чтобы отпраздновать победу, Хун Сюцюань объявил о создании “Тайпинского небесного царства”, а сам стал царем. Его последователи повязали головы красными тряпками. Мужчины также отрастили волосы, которые были уложены в соответствии с правилами династии Цин. Отрастание длинных волос по законам Цин считалось тяжким преступлением.

У Тайпинского небесного царства была и другая политика, которая ставила его в противоречие с Пекином. Была отменена частная собственность, что стало интересным предзнаменованием коммунистической идеологии Мао. Кроме того, как и коммунисты, Тайпинское королевство объявило мужчин и женщин равными и отменило социальные классы. Но, исходя из понимания христианства Хонгом, мужчины и женщины были строго разделены, и даже супружеским парам было запрещено жить вместе или заниматься сексом. Это ограничение, разумеется, не касалось самого Хонга – как самопровозглашенный король, он имел множество наложниц.

Небесное Царство также основывало свои экзамены на государственную службу на Библии, а не на конфуцианских текстах, пользовалось лунным календарем, а не солнечным, и такие пороки как опиум, табак, алкоголь, азартные игры и проституция были запрещены.

Мятежник

Первые военные успехи тайпинских повстанцев сделали их весьма популярными среди крестьян Гуанси, но их попытки заручиться поддержкой землевладельцев среднего класса и европейцев были неудачными. Руководство Тайпинского небесного царства также начало раскалываться, и Хун Сюцюань ушел в уединение. Он издавал прокламации, в основном религиозного характера, в то время как Макиавеллистский мятежный генерал Ян Сюцин взял на себя военные и политические операции. Последователи Хун Сюцюаня восстали против Яна в 1856 г., убив его самого, его семью и верных ему солдат-повстанцев.

Подавление восстания

Тайпинское восстание потерпело неудачу в 1861 г., когда повстанцы оказались неспособными взять Шанхай. Коалиция цинских войск и китайских солдат под началом европейских офицеров обороняла город, а потом начала подавлять восстание в южных провинциях. После 3-х лет кровопролитных боев Цинское правительство смогло вернуть себе большую часть мятежных территорий. Хун Сюцюань скончался от пищевого отравления в июне 1864 г., оставив на троне своего несчастного 15-ти летнего сына. Столица Тайпинского Царства Небесного в Нанкине пала в следующем месяце после тяжелых городских боев, и цинские войска казнили лидеров повстанцев.

Итоги восстания тайпинов

На своем пике Небесная армия тайпинов, вероятно, выставила около 500 тыс. солдат, мужчин и женщин. Было положено начало идее “тотальной войны” – каждый гражданин, живущий в пределах Небесного Царства, был обучен воевать, потому гражданские лица с обеих сторон не могли ожидать пощады от вражеской армии. Оба противника использовали тактику выжженной земли, а также массовые казни. Как результат восстание тайпинов, вероятно, стало самой кровопролитной войной XIX века, с приблизительно от 20-30 млн до 70-100 млн жертв, главным образом среди гражданского населения. Около 600 целых городов в провинциях Гуанси, Аньхой, Нанкин и Гуандун были стерты с лица земли.

Читайте также:  Причины войны за независимость США

Тайпинское восстание-2

Циньская империя победила;
Тайпинское Небесное Царство пало;
Ослабла власти двора над провинциями;
Увеличились нерегулярные провинциальные войска.

Восстаним тайпинов были подорваны основы феодального строя и экономики государства. Были разрушены города и крупные порты, военные действия привели к массовому истреблению населения Китая.

Также восстание в значительной степени повлияло на положение династии Цин. Ее позиции в государстве заметно пошатнулись, династия лишилась поддержки населения. Для того что бы подавить массовые выступления, правящей верхушке ничего не оставалось, как обратиться за помощью к крупным землевладельцам. Что упрочило позиции помещиков. В следствии чего, этнические ханьцы (китайцы) все чаще начали участвовать в управлении страной, а в государственном аппарате уменьшилось число манчжур.

Несмотря на этот ужасный исход и тысячелетнее Христианское вдохновение основателя, Тайпинское восстание оказалось мотивацией для Красной армии Мао Цзэдуна во время Гражданской войны в Китае в следующем веке. Восстание Цзиньтяня, положившее начало всему этому, занимает видное место на “памятнике народным героям”, который стоит сегодня на площади Тяньаньмэнь в центре Пекина.

Источник



Тайпинское движение и его результаты.

Тайпинское восстание (1850—1864) — крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностранных колонизаторов. Причинами восстания явились усиление налогового бремени из-за оттока серебра из страны и необходимости выплачивать военную контрибуцию Англии, агрессия капиталистических держав в ходе первой опиумной войны, обусловившие крайнее обострение кризиса китайского феодального общества. Причиной кризиса стал быстрый рост населения, из-за которого происходило уменьшение площади пахотных земель в среднем на каждое крестьянское подворье. Вследствие чего происходило обезземеливание крестьян, а как результат – неспособность выплачивать все налоги.

Тайпинское восстание вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850 г. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религиозное “Общество поклонения Богу”, которое проповедовало идею создания “небесного государства великого благоденствия” — Тайпин тяньго. Общество заимствовало ряд идей из христианства, сочетавшихся с древнекитайскими учениями о справедливом обществе. Общество богопоклонников считало истинным Богом Отцом Иегову, ниже стояли три его сына Иисус Христос, Хун Сюцюань и Ян Сюцин. Сектанты проповедовали борьбу с конфуцианством и буддизмом. В руководство секты входил помимо бедняков и богатый землевладелец Ши Дакай.

К ноябрю 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай во главе 20-тысячного войска начали военные действия против правительственной армии. 27 августа 1851 г. повстанцы захватили крупный город Юнъань и объявили о создании своего “небесного государства”. В апреле 1852 г. тайпины уничтожили 13-тысячную армию, направились на север и вышли в долину р. Янцзы.

Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300—500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Последователи Хун Сюцюаня продавали свое имущество, а вырученные деньги отдавали в священные кладовые в Цзиньтяни, из которых все повстанцы и члены их семей получали продовольствие и одежду по общим нормам. Была установлена строгая дисциплина. Женщины жили в отдельных лагерях, общение между мужчинами и женщинами не допускалось. Бойцы тайпинской армии отличались строгой дисциплиной и следовали христианским заповедям. Армию отличали гуманное отношение к населению, отсутствие грабежей и жестокости. Запрету подверглись азартные игры, вино, курение опиума и проституция. Повстанцы убивали всех маньчжуров и крупных чиновников-китайцев, а также своих противников из среды землевладельцев, конфисковывали их имущество. Но все прочие категории землевладельцев сохраняли свое имущество и земельные владения. Новый земельный налог был намного ниже цинского, а ряд прежних дополнительных поборов отменялись. Тайпины заставляли землевладельцев снижать арендную плату. В новом государстве запрещалась купля-продажа невест и рабынь, требование приданого и обычай бинтовать ноги женщинам. Целью повстанцев было освобождение Китая от власти маньчжуров и снижение налогового гнета. Тайпинское движение по своей сущности являлось крестьянской войной.

В январе 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончательного свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить войска на севере страны и взять Пекин. Однако руководители Тайпинского восстания промедлили с походом на север и выделили для него незначительные силы, в результате поход закончился неудачно.

Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайпинское руководство обнародовало свою программу, названную “Земельной системой небесной династии”, которая должна была стать своеобразной конституцией тайпинского государства. В соответствии с принципами утопического “крестьянского коммунизма” в ней провозглашалось полное уравнение всех членов китайского общества в сфере производства и потребления. Организация всей жизни тайпинского государства была построена на армейско-бюрократической основе. В основу государственного устройства был положен монархический принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. Номинально главой Небесного государства и абсолютным монархом являлся Хун Сюцюань. По прибытии в Нанкин он удалился от мирских дел, занимался только религиозными вопросами и все время пребывал в своем дворце. Еще до переезда в Нанкин вся власть была передана им Ян Сюцину. Ему были подчинены все остальные предводители повстанцев, имевшие титулы князей. Князья стали строить свои собственные роскошные дворцы с массой челяди. Частная собственность, рыночная экономика и торговля были запрещены в столице тайпинского государства. Мастерские, мануфактуры, магазины и дома стали государственной собственностью. Были запрещены семейные отношения и браки. Во избежание разврата мужчины были отделены от женщин и детей. Все население Нанкина, кроме воинских частей и домов тайпинской знати, было распределено по изолированным друг от друга мужским и женским трудовым лагерям и рабочим командам. В других городах подобные меры не проводились. Но и столичная система вызывала протесты рядовых повстанцев и весной 1855 г. была отменена.

В период 1853—56 государство тайпинов расширялось за счёт земель в среднем течении Янцзы. Маньчжурский режим в это время находился на грани краха. Тайпины наносили цинским войскам одно поражение за другим. На помощь маньчжурской династии пришли китайские помещики и чиновники, создававшие частные военные дружины, которые стали опасными противниками тайпинов. С 1856 г. власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате которой был убит фактический вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд других порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в конце 1856 перешли в наступление, которое было остановлено только к началу 1860 г. из-за 2-й опиумной войны, сковавшей войска Цин на Севере. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражданской войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну. Когда стало очевидным, что тайпины не смогут свергнуть правящую династию и являются серьезным препятствием на пути торговцев опиумом, они начали против повстанцев открытую интервенцию, ускорившую внутреннее разложение их государственной власти. Цинские армии теперь были вооружены современными винтовками и артиллерией. Для тайпинов началась полоса военных неудач, закончившихся в 1864 г. занятием Нанкина маньчжурами.

Источник