Возникновение социологии О Конт и Г Спенсер

Возникновение социологии: О.Конт и Г.Спенсер.

В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии : теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.

Ярким представителем новой науки являлся Герберт Спенсер, провозгласивший новую идею развития (эволюцию). Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. Он впервые ввел понятия социальная система, социальная структура, социальный институт. Он различал три типа институтов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, полит. институты, мораль и т.д.). Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключение явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и следовательно — эволюции.

Социология Э.Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Он считал себя последователем позитивизма, того направления в философии и социологии, основателем которого являлся Огюст Конт. При этом Дюркгейм уделял большое внимание разработке методов социальных исследований. В своих работах он широко использовал данные статистики.
Согласно Дюркгейму, основной задачей социологии является изучение социальных фактов, к числу которых он относил прежде всего так называемые коллективные представления, то есть традиции, обычаи, нормы морали, религиозные верования. Как подчеркивал Дюркгейм, социальные факты существовали независимо от отдельного человека и, кроме того, они оказывали на поведение человека принудительное воздействие, побуждая его поступать определенным образом. В своих работах Дюркгейм обращался главным образом к анализу социальных причин, влияющих на человеческое поведение. Одним из основных понятий в теории Дюркгейма выступает понятие социальной солидарности, которое обозначает у него те механизмы общественной жизни, которые обеспечивают целостность, сплоченность человеческого общества. Он выделял два типа солидарности:
1.механическая
2.органическая
Механическая солидарность встречается в неразвитых первобытных обществах. В таких обществах практически отсутствуют разделение труда и все люди исполняют сходные функции, при этом поведение людей жестко регулируется коллективными представлениями, обычаями, традициями, религиозными идеями.
Органическая солидарность получает наибольшее развитие в условиях индустриального общества. Преобладание органической солидарности связано с расширением общественного разделения труда, в результате чего люди начинают специализироваться на различных видах деятельности, а взаимосвязь между этими людьми устанавливается главным образом за счет экономического обмена. При этом влияние коллективных представлений на человеческое поведение значительно ослабевает.
Однако уже в первобытном обществе возникают простейшие элементы разделения труда, а в развитом индустриальном обществе сохраняются определенные коллективные представления.
В своих работах Дюркгейм много внимания уделял анализу различных коллективных явлений общественной жизни, в частности широкую известность получило его исследование «Самоубийство». Это явление следовало объяснять не столько особенностями индивидуальной психики, сколько влиянием социальной среды, социального окружения человека.
Дюркгейм выделял три типа самоубийств:
1.эгоистическое
2.альтруистическое
3.аномическое
Эгоистические самоубийство встречается в современном индустриальном обществе. Оно являлось результатом разрыва социальных связей, изоляции человека от его ближайшего окружения, выделяющего в результате чувство одиночества.
Альтруистическое самоубийство характерно прежде всего для неразвитых обществ, в которых преобладает механическая солидарность. В таких обществах отдельный человек полностью подчинен требованиям группы и может пожертвовать собственной жизнью ради коллективных интересов.
Аномическое самоубийство, по мнению Дюркгейма, получает распространение в эпоху кризисов и социальных потрясений, когда резко изменяются условия жизни и не все люди способны адаптироваться к процессам изменений.

13. Социологическая теория М.Вебера. Понимающая социология М. Вебера.

М. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин «verstehen», который дословно переводится с немецкого как «понимать». Суть использования «verstehen» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков — это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей.2. Понятие «идеального типа». Идеальный тип — это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон». М. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.
Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой скорее гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений и имеющие объяснительную ценность. 3. Понятие социального действия.
Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).4. Идеальные типы социальных действий.А.Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели.
Б.Ценностнорациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка.. Классический пример ценностнорационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях — о долге, достоинстве, красоте, морали и т. п. — уже говорит об определенной рациональности, осмысленности. В.Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, т. е. подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений.
Г.Аффективное действие. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние: вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т. п. Аффективное действие имеет свой «смысл» главным образом в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. 5. Понятие рационализации социальной жизни. М. Вебер твердо убежден, что рационализация— это одна из главных тенденций исторического процесса. Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление, образ мышления. Формальная рациональность в веберовском понимании — это прежде всего калькулируемость всего, что поддается количественному учету и расчету. Тот тип общества, в котором возникает такого рода доминанта, современные социологи именуют индустриальным. Все прежде существовавшие типы обществ М. Вебер называет традиционными. Важнейший признак традиционных обществ — это отсутствие в социальных действиях большинства их членов формально-рационального начала и преобладание поступков, наиболее близких по своему характеру к традиционному типу действия. Общество, где господствует формальная рациональность, — это такое общество, где в качестве нормы выступает рациональное (т. е. разумно-расчетливое) поведение. Все члены такого общества ведут себя таким образом, чтобы рационально и к всеобщей пользе применять и материальные ресурсы, и технологию, и деньги. Роскошь, к примеру, не может считаться рациональной, поскольку это отнюдь не разумное расходование ресурсов.
политики. В обществе в целом — распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования. Рационализация — это процесс, посредством которого сфера человеческих отношений становится предметом расчета и управления во всех социальных сферах: политике, религии, экономической организации, университетском управлении, в лаборатории. 6. Социология господства М. Вебера и ее типы.М. Вебер различает власть и господство. Первая, считает он, предшествует второму и не всегда обладает его характеристиками. Строго говоря, господство — это скорее процесс реализации власти. Кроме того, господство означает определенную вероятность того, что приказы, отдаваемые одними людьми (которые обладают властными полномочиями), встретят у других людей готовность подчиниться, выполнить их.
Существуют триидеологических основания легитимности, которые могут облекать правителей властью: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. В соответствии с этим М. Вебер обосновывает три идеальных типа господства, каждый из которых получает наименование по своему идеологическому основанию.
Легально-рациональное господство. Здесь основным мотивом подчинения выступает удовлетворение собственных интересов. Легально-рациональное господство подразумевает повиновение формальным правилам, установленным с помощью «правильных» публичных процедур. Отсюда столь важная роль, которую играет в легально-рациональном господстве бюрократия как неотъемлемый элемент рационального общества.
Традиционное господство. Оно покоится на привычном, чаще всего не вполне осознанном убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими. Приверженец традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику. Харизматическое господство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. При наличии этого типа господства приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику. Харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин. Здесь не играют роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни сколько-нибудь рациональные соображения — важны только личные качества лидера. 7. Понятие бюрократии в теории М. Вебера. Понятие «бюрократия» имеет два смысла: 1) определенный способ управления;
2) особая социальная группа, осуществляющая этот процесс управления. Бюрократическую рациональность, по М. Веберу, следует рассматривать как воплощение капитализма; поэтому решающую роль в бюрократической организации должны играть технические специалисты, получившие специальную подготовку и пользующиеся в своей работе научными методами. Бюрократическая организация характеризуется целым рядом важных черт:
1) четкое разделение обязанностей между работниками аппарата 2) строгая иерархизация власти
3) формально установленная и четко зафиксированная система правил 4) безличность административной деятельности и эмоциональную нейтральность отношений.

Читайте также:  Какие вопросы можно задать своему парню сложные

Источник

Становление социологии как науки (О. Конт, Г. Спенсер).

В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступило на путь развития капитализма, который обострил отношения между простым народом и классом буржуазии. Таким образом, новое капиталистическое общество поставило проблемы взаимодействия общества и человека в центр социального знания.

Идеалом XIX века было опытное или «позитивное знание», основу которого составляла физика (механика Ньютона) и биология (эволюционная теория Ч. Дарвина). Два эти направления определили путь и стиль научного мышления.

В это же время зарождалась новая неизвестная до той поры наука об обществе, на которую возлагались большие надежды. – Она должна была объяснить происходящие явления и события жизни, помочь найти выход из множества сложных общественных ситуаций.

Появлению такой науки послужила Великая французская буржуазная революция, в которой столкнулись религиозные взгляды на общество с реальными фактами общественной жизни. Ее родоначальниками считают: Анри де Сен-Симона, Огюста Конта и Герберта Спенсера. Ученые – позитивисты (от лат. positivism — положительный), суть учения которых состояло в формировании новой системы знаний об обществе.

Они стремились посредством научного знания вывести человечество из состояния умственной анархии, пропагандировали идеал возвращения к господству духовного авторитета в обществе, которое сложилось в средневековом католицизме[1]. В связи с «позитивным знанием» появляется наука об обществе, первоначально называемая «социальной физикой».

Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом (1798–1857). Он же определил специфику и задачи социологического исследования общественной жизни, дал первоначальную разработку социологических категорий и законов, за что стал именоваться «отцом социологии».

Основной причиной социальных изменений считал прогресс человеческого разума и рассматривал все явления с позиций рационализма. Огюст Конт опирался на «социальную физику», в которой видел «прочное основание для переустройства общества».

Огюст Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая различные спекуляции и вымыслы. Считал, что источником истинной науки о мире является опыт. Социальная физика была призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершала при помощи трех методов:

Ø наблюдения, как основного, достоверного и точного метода;

Ø сравнительного исторического анализа.

Конт считал, что наука об обществе раз и навсегда должна отказаться от нерешенных вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. В работе «Курс позитивной философии» (1830-1842) О. Конт разработал учение о социальной статике и социальной динамике.

Ø Социальная статика, изучает явления общественного строения.

Ø Социальная динамика раскрывает законы и процессы общественной жизни, в развитие и изменении.

Огюст Конт сформулировал основной закон общественного прогресса или закон трёх стадий.

1.Первая – теологическая или фиктивная, охватывает древнее время и раннее Средневековье (1300 г. нашей эры). Эту стадию он делит на 3 периода: фетишизм, политеизм, монотеизм.

Читайте также:  Основные проблемы возникающие у взрослых с подростками и юношами

2.Метафизическая стадия (1300 по 1800 годы нашей эры) Огюст Конт рассматривал как переходную. Видел в ней разрушение старых верований. К этому периоду он относил: Реформацию и Французскую революцию, говорил о том, что общество нуждается в новой идеологии.

3.Третья стадия – позитивизма (или научная), характеризуется вступлением общества в новую последнюю стадию, в которой развивается промышленность и социальная жизнь.

Социальные изменения О. Конт прослеживал в трёх направлениях: разум, деятельность и чувства.

· Разум – движется от фетишизма к позитивизму;

· Деятельность – момент перехода от военной фазы к индустриальной;

· Чувства – развиваются от эгоизма к альтруизму.

В целом О. Конт был ориентирован на создание новой науки об обществе, базирующейся на естественнонаучной модели. Его основной закон – «Любовь социологии как принцип, порядок как основание, прогресс как цель!» Он сумел синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени, тем самым оказав сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) является одним из крупнейших представителей классического этапа в развитии социологии.

Известны его научные произведения: «Социальная статика» (1850); «Основные начала» (1862); «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания социологии» (1876 — 1896г.).

В работе «Социология как предмет изучения» (1873) Г. Спенсер писал, что:

Ø «биология открывает известные общие черты в развитии, строении и отправлениях, которые встречаются во всех организмах».

Ø Точно также и социология должна узнать законы общественного развития, структуру и те их черты, для которых законы являются общими, для других частными.

Так, его труд «Основания социологии» (1876 — 1896г.) в 3-х томах принес ему мировую известность. Герберт Спенсер пытался осмыслить физическую, интеллектуальную и религиозную жизнь человека, выяснить его идеи и представления о социальной жизни.

На его социологические взгляды и идеи оказали глубокое влияние: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ч. Дарвин которые способствовали осмыслению социальной жизни. В результате ученый пришёл к мнению, что человеческое общество есть живой организм. В своих воззрениях он часто обращался к биологическим аналогиям, которые связаны с теорией Ч. Дарвина о живом организме.

В работе «Основания социологии» (1876 — 1896г.) Г. Спенсер сравнивает общество с организмом:

Ø общество как организм в отличие от неорганической материи растет и увеличивается в объеме;

Ø по мере его роста его структура усложняется, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции;

Ø процесс социальных изменений происходит естественным путем, независимо от желаний и воли людей;

Ø эволюция происходит сама собой естественным путем, не требуя от человека какого – либо вмешательства.

Отождествление общества с биологическим организмом проявляется в его функциях элементов, составляющих структуру социальной системы, которые он весьма своеобразно характеризует:

§ Так земледелие и промышленность выполняют функцию питания;

§ Институт торговли – функцию кровообращения;

§ Армия это своеобразный кожный покров;

§ Транспорт – сосудистая система и т.д.

Считая, что для общества характерны биологические законы, борьбы за существование (по Дарвину), Г. Спенсер применяет их к социуму как законы классовой борьбы. Таким образом, он создаёт учение о социальной эволюции, считая, что каждое общественное явление должно изучаться в его развитии и изменении.

В этой же работе «Основания социологии» в одной из глав «Общественное строение» в рамках исторического и логического анализа большое внимание уделяется рассмотрению структуры общества.

Между Г. Спенсером и О. Контом существовали определенные разногласия. О. Конт считал, что весь социальный организм покоится на мнениях и что идеи управляют миром. Г. Спенсер считал, что мир меняется и управляется через чувства. Но их обоих роднило стремление перенести законы естественной науки в сферу анализа общественных явлений и процессов.

[1] А.В. Воронцов, И.А. Громов История социологии XIX началаXXвека, Изд. «ВЛАДОС», 2005 г., с-18.

Источник

Вопрос 4. Конт и Спенсер- основатели социологии. Позитивизм в европ и российск соц 19 в

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье – характ- ся господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии(с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

И наконец, на третьей, позитивной стадиичеловек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности.

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику.Социальная статикаизучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

Последователем позитивистских идей Конта был Герберт Спенсер (1820-1903), — автор органической теории общества. В соответствии с ней общество рассматривается как единая система взаимодействия факторов — природных (прежде всего биологических) и социальных. Все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи. Спенсер сравнивал общество с живым биологическим организмом, так как в процессе роста и развития все общества, как живые организмы, увеличиваются в массе, усложняются. Части общества приходят во все большую зависимость друг от друга.

Г. Спенсер первым из ученых вводит в научный оборот понятие “социальный институт”. Социальный институт, по Спенсеру, — это орган общественного суперорганизма, который делает возможным совместную жизнь и сотрудничество людей. Автор выделяет шесть категорий институтов: семейные, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Каждый из них выполняет в обществе определенные функции в зависимости от характера общественного устройства.

С точки зрения Г. Спенсера, социальная эволюцияпрогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов прежде всего политических. Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности индивидов, и наоборот. В процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей, изменяются многие функции общества.

В теории эволюции (в том числе социальной) Спенсер выделил следующие основные моменты: интеграция — переход от простого к сложному; дифференциация — переход от однородного к разнородному; возрастание порядка — переход от неопределенного к определенному.

Согласно взглядам Г. Спенсера на проблему стабильности общества социальное равновесие есть результат приспособительных действий, гармонии интересов людей и социальных институтов, компромиссов в действиях людей и социальных институтов.

Распад общества — процесс, обратный социальной гармонизации, который совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Ему способствуют снижение эффективности государственных институтов (институт власти, армия и др.) и малоэффективность деятельности промышленных классов, неверные действия политиков и др. В правильности мыслей Г. Спенсера мы убеждаемся вспоминая недавнее прошлое российского общества.

Позитивизм в социологии был первым направлением, которое сложилось в XIX в. Его суть заключалась в формировании новой системы знаний об обществе на основе применения методов и законов естественных наук.

Первоначально позитивизм в социологии противопоставлялся умозрительному спекулятивному теоретизированию. Он возник в результате отказа от простых рассуждений о социуме, а также стремления создания такой социальной теории, которая бы по всем параметрам соответствовала естественнонаучной теории.

Читайте также:  3 Каково ваше текущее средство для умывания лица

Позитивистская социология основной задачей своей дисциплины считала то, чтобы аналитическим и эмпирическим путем, опираясь на факты, исследовать явления, происходящие в жизни общества. Только в таком случае она могла претендовать на звание «позитивной», что означало способность успешно и положительно решать различные проблемы, существующие в жизни социума. Одним из самых ярких представителей классического позитивизма являлся М.М. Ковалевский. Его работы оказали большое влияние на современников. Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами, народом. Одной из основных задач социологии М.М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить обычное и особенное в социальных явлениях, осуществить познание разных исторических ступеней развития одного и того же явления. М. М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через длительное изучение фактов и явлений общественной эволюции можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни.

В России наиболее выдающимся представителем позитивистского психологического направления являлся Н.К. Михайловский, автор «субъективного метода» в социологии. Стройная система его взглядов в цельное мировоззрение способствовали тому, что в конце 70-х годов он занял одно из первых мест в русской общественной мысли.

Н.К. Михайловский считал, что нельзя относится к обществу как агрегату физических тел и явлений. Социолог в отличие от естествоиспытателя, биолога не может строить свою науку, науку об обществе, беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность, поэтому социолог – «наблюдатель» не может не ставить себя «в положение наблюдаемого». Михайловский был ярким индивидуалистом. Для него критерии блага реальной личности стал тем краеугольным камнем, на котором он возводил всю свою систему социологических воззрений. Личность, утверждал учёный, весома только в общественной среде, личность и общество дополняют друг друга. Всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного – вред личности. Сама личность – это человек, пытающийся синтезировать личную пользу с общественной.

Источник



Социология О. Конта и Г. Спенсера.

Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому новому поколению философов приходилось создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.

В средние века складывается теологический тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение.

В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию.

Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука).

Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации.

У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое.

Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие — это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний.

Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.)

Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.

Ярким представителем новой науки являлся Герберт Спенсер, провозгласивший новую идею развития (эволюцию). Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. Он впервые ввел понятия социальная система, социальная структура, социальный институт. Он различал три типа институтов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, полит. институты, мораль и т.д.). Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключение явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и, следовательно — эволюции.

Источник