Все виды вопросов для анкеты

Типы вопросов в анкете по форме и по функциям

Вопросы в анкете один от другого различаются по наличию возможных ответов. Если внимательно посмотреть на форму вопросов, поставленных в анкете, то можно выделить три варианта ответов на них:

Открытые вопросы – это вопросы, в которых не содержатся варианты возможных ответов, т.е. респондент самостоятельно формирует ответ на вопрос в зависимости от своей информированности, компетентности, желания отвечать на данный вопрос. Открытые вопросы, как правило, используются в пилотажных исследованиях для разработки вариантов ответов на другие виды вопросов. Их доля в анкетах невелика и зачастую не превышает 8 — 10 % от общего количества вопросов.

Открытые вопросы, традиционно, ставятся в конце анкеты для: сбора дополнительных мнений, пожеланий и предложений об опрашиваемой проблеме; опроса экспертов с тем, чтобы сохранить индивидуальное мнение по исследуемой проблеме; сбора дополнительной информации при опросах общественного мнения и т.д.

Закрытые вопросы, в которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов ответов, предложенных в вопросе. Структурно закрытый вопрос включает в себя собственно вопрос и ответную часть, содержащую ожидаемые или возможные варианты ответов.

Удобство закрытых вопросов состоит в том, что они:

· увеличивают заполняемость анкет, сокращая число не ответивших респондентов;

· позволяют кодировать ответы респондентов для машинной обработки;

· стандартизируют ответы респондентов по заданному числу позиций.

В то же время это удобство не всегда является бесспорным для всех исследовательских ситуаций.

В зависимости от числа ответов и типа логических задач, решаемых респондентом при ответе на вопрос, закрытые вопросы по функциям могут быть следующих видов:

а) дихотомические вопросы типа «да — нет». В ответе на такой вопрос респондент может выбрать одну из двух предложенных альтернатив, чем выразить свое согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа;

б) альтернативные вопросы, в которых респонденту предлагается выбор одной из уравновешенных формулировок;

в) шкальные вопросы, в которых респондент должен соотнести свое мнение с одним из делений предложенной шкалы;

г) вопросы — «меню», которые предполагают выбор неограниченного числа ответов или отбор заданного числа ответов в соответствии с критерием важности, предпочтительности, значимости.

Полузакрытые вопросы, сочетающие в себе преимущества открытого и закрытого вопросов. Структурно вопросы данного вида состоят из побудительной части (собственно вопроса); ответной части, содержащей специально разработанный перечень ответов (возможных и ожидаемых); свободных строчек, для дополнительных вариантов ответов, сформулированных респондентом (что еще?, другое).

Однако не всегда полузакрытый вопрос расширяет познавательные возможности. Обычно, респонденты ограничиваются предложенным перечнем ответов. Число приписок, как правило, невелико. Следовательно, они редко обрабатываются и включаются в анализ. Вместе с тем, среди приписок могут быть очень ценные, оригинальные или неожиданные для социологов высказывания по проблеме исследования.

Кроме различий по форме вопросы в анкете могут различаться и по функциям. По функциям различают следующие виды вопросов:

Вопросы — фильтры, используемые тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента. При помощи этих вопросов социолог определяет, являются ли респонденты теми людьми, которые ему нужны для исследования.

Например, прежде чем выяснить у респондента какой форме медицинского обслуживания он отдает предпочтение (государственной поликлинике, медицинскому кооперативу, отдельно практикующим врачам, больнице или вообще никаким), необходимо предвосхитить этот вопрос вопросом: какие лечебные заведения респондент посетил в течение года (поликлинику, медицинский кооператив, отдельно практикующего врача, ничего не посещал). Или вопросом: как Вы оцениваете свое здоровье (практически здоров, периодически болею, страдаю хроническими заболеваниями). Из ответов на вопросы-фильтры можно сделать вывод, является ли респондент достоверным источником по вашей проблеме исследования.

Если человек здоров, к врачам не обращался в течение длительного периода, то и мнение его о работе медицинских учреждений будет не совсем объективным, надуманным.

Контрольные вопросы, предназначенные для проверки логической непротиворечивости, достоверности и искренности респондентов. В анкету могут быть включены контрольные вопросы следующих видов:

— вопрос о каком либо явлении, данные о котором стопроцентно известны;

— вопрос закрытого типа с перечнем ответов на него, среди которых один заранее известен;

— можно поставить вопрос о вымышленном событии или несуществующих людях.

По графическому оформлению в анкетах выделяют:

Как правило, номера вопросов анкеты обозначаются римской цифрой, а варианты ответов (с целью удобства их кодировки и подсчета ЭВМ) обозначаются трехзначной цифрой (от 001 до 999). Подсчет ответов на вопросы может производиться и вручную с использованием матрицы подсчета ответов на вопросы анкеты. Матрица подсчета имеет следующий вид:

Источник



Для составителей анкет → Вопросы для анкеты. Виды и примеры

заполнение анкеты

Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.

В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.

Виды вопросов в анкете

Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.

Примеры закрытых вопросов для анкеты

Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.

1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):

1

2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):

2

3. Оценить параметры товаров (матрица):

3

4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):

4

5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):

5

Примеры полузакрытых вопросов в анкете

Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.

6

7

Примеры открытых вопросов для анкеты

Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.

Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.

8

9

Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?

Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.

Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.

Читайте также:  Давай встречаться Грамотное предложение чтоб завоевать девушку

Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.

Пример:

blic

А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.

11

12

При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.

Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.

Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.

Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.

Источник

Метод анкетирования

Для проведения анкетирования необходимо, чтобы исследователь обладал определенными знаниями и умениями, которые необходимы для того, чтобы разработать анкету, подготовить ее к обсчету, организовать и провести анкетный опрос. Среди основных достоинств данного метода – это возможность быстро собрать достаточно большой объем информации и то, что респонденты обычно сами заполняют анкету.

Ввиду того, что анкета будет состоять из вопросов, то немаловажно дать им характеристику (рисунок 1).

Анкетирование и виды вопросов

Рисунок 1 – Классификация вопросов

Вопросы принято классифицировать по ряду оснований (признаков). По содержанию вопросы бывают о событиях и фактах и вопросы о мнениях и оценках касательно тех или иных событий.

К примеру, вопрос «Лишались ли вы работы в течение последних пяти лет?» будет относиться к первой категории, в то время как вопрос «Какую бы оценку вы поставили результатам собрания акционеров компании?» относится ко второй.

В зависимости от функций выделяют вопросы контрольные, основные, фильтрующие, буферные, конкретные, вопросы-ловушки.

Цель основных вопросов – получить информацию о социальных фактах. Фильтрующие вопросы используют для того, чтобы отсеять некомпетентных респондентов. К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Контрольные вопросы нужны для того, чтобы проверить то, насколько достоверны ответы на основные вопросы. С их помощью можно оценить, является ли получаемая информация качественной. Зачастую в анкете располагают контрольные и основные вопросы таким образом, чтобы респонденты не смогли понять связь между ними, иначе контролирующая функция не будет выполняться.

К примеру, если основной вопрос «Насколько вы удовлетворены работой?», то в качестве контрольного будет вопрос вроде «Хотите ли вы поменять место работы?».

Буферные вопросы используют для того, чтобы переключить внимание респондента на новый тематический блок вопросов анкеты, а также для того, чтобы нейтрализовать влияние предыдущих вопросов на следующие, снять чувство монотонности.

К примеру, после блока вопросов о том, как человек проводит свой досуг, дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе».

Благодаря контактным вопросам можно установить доброжелательные отношения между респондентом и исследователем.

Вопросы-ловушки используют для того, чтобы выявить искренность и добросовестность респондента. Они являются своеобразными «детекторами лжи».

К примеру, при прохождении личностного теса Г. Айзенка, респондент должен ответить на вопросы вроде «Бывали ли у вас мысли, которые вам хотелось бы скрыть», «Случается ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?», «Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?». Если респондент методично дает отрицательный ответ на все вопросы, то его искренность можно поставить под сомнение.

По структуре бывают открытые и закрытые вопросы (таблица 1).

Таблица 1 – Открытые и закрытые вопросы

Открытые вопросы Закрытые вопросы
Респондент отвечает на поставленный вопрос сам в произвольной форме В данных вопросах есть перечень вариантов ответов, которые предварительно составил исследователь и из которого респондент выбирает тот, который ему наиболее близок

При разработке закрытых вопросов необходимо соблюдать некоторые правила. Например, количество имеющихся вариантов ответов должно исчерпывать объем вопроса. Также важно сбалансировать шкалу отрицательных и положительных вариантов ответов, чтобы предотвратить смещение в одну из сторон.

Выделяют три вида закрытых вопросов:

  • вопросы с ответом типа «да/нет»;
  • альтернативные вопросы, в которых надо выбрать один ответ из списка предложенных;
  • вопросы-меню, при ответе на которые респондент выбирает несколько ответов одновременно.

Самое главное достоинство открытых вопросов в том, что ответы на них нерегламентированные. Открытые вопросы принято использовать, если все варианты ответов невозможно предусмотреть. В ответах на открытые вопросы часто встречаются внезапные и неожиданные суждения.

Однако, при этом у открытых вопросов есть свои недостатки:

  • респондент может вольно проинтерпретировать заданный вопрос и тогда социолог получит информацию, не отражающую цель и задачи исследования;
  • социолог может исказить полученную информацию в процессе ее обработки;
  • открытые вопросы технически сложно обрабатывать и это занимает много времени;
  • отвечать на открытые вопросы сложнее, чем на закрытые, поэтому часто респонденты могут оставить их без ответа.

На практике видно, что количество отказов отвечать на открытые вопросы может достигать около 70%, что значительно искажает выборку. Более того, респонденты часто могут быть недостаточно добросовестны при ответе на открытый вопрос и отвечают первое, что приходит им в голову, не обращая внимание на сущность вопроса. Поэтому при обработке можно встретить большое количество непродуманных и случайных ответов, от которых напрямую зависит качество полученной информации.

Главное достоинство закрытых вопросов в том, что их интерпретация строга и однозначна, а также их легко и быстро обрабатывать. Именно поэтому в большинстве анкет исследователи предпочитают использовать закрытые вопросы. Несмотря на это у них также есть свои недостатки. К примеру, возможны случаи, когда ни один из предложенных исследователем ответов не соответствует мнению респондента. Данная ситуация вынуждает респондента выбрать один из вариантов и, как результат, исследователь получает некорректную информацию, которая неадекватна истинному мнению респондента и реальному положению вещей.

Вышеизложенное говорит о том, что нельзя говорить, что закрытые вопросы лучше, чем открытые и наоборот. Каждый из представленных видов вопросов имеет свои достоинства и недостатки, а также свою собственную сферу применения. Вопросы, которые предполагают ответы «да/нет» нет смысла делать открытыми, однако, есть и такие вопросы, которые невозможно «закрыть». К примеру, «Какие книги вы читаете».

У социологов широко распространены и приобрели большую популярность полузакрытые вопросы, в которых после перечня вариантов ответов следует открытый вариант, который дает респонденту возможность ответить «Другое» или «Напишите свой вариант ответа». Такие вопросы позволяют исследователю расширить набор вариантов ответов, а респонденту – ответить так, как он считает нужным.

В зависимости от формы выделяют прожективные (косвенные) вопросы и прямые (таблица 2).

Таблица 2 – Косвенные и прямые вопросы

Прямые вопросы Прожективные вопросы Безличные вопросы
Направлены на существо ситуации и обращены к самому респонденту – «Знаете ли вы…», «Ваше мнение по поводу…» и т.д. В вопросах данного типа ситуацию предполагают и моделируют: «Предположим, что вы временно остались без работы. Вернулись ли вы на предыдущее место?» Вопросы типа «Некоторые считают, что… а как думаете вы?»

На практике видно, что респонденты предпочитают косвенные безличные вопросы, чем прямые личные. Особенно это касается выявления мнения, которое серьезно отличается от общепринятого или широко распространенного.

Общая композиция анкеты

Анкета – это не механическая совокупность вопросов. У нее есть своя структура, которая состоит из трех частей: вводной, основной, паспортички.

Во вводной части обращаются к опрашиваемому и указывают, какая организация проводит опрос, каковы цель и назначение исследования, где будут использоваться полученные результаты. Обычно также подчеркивают важность личного участия опрашиваемых в опросе, гарантируется анонимность и указываются основные правила заполнения анкеты.

В основную часть анкеты входят вопросы, которые могут быть разбиты на блоки. Вопросы нацелены на то, чтобы получить информацию, необходимую исследователям. В начале анкеты ставят более интересные и доходчивые вопросы, для того, чтобы расположить респондентов к сотрудничеству. Затем идут более сложные вопросы, которые направлены на то, чтобы выяснить установки, мнения и оценки респондентов.

В паспортичке принято указывать сведения о респонденте – его пол, возраст, место учебы или работы, образование. Ее располагают в конце анкеты, однако могут помещать и в начале.

В конце составления анкеты ее проверяют на логику и соответствие критериям качества. Окончательное решение о качестве составленной анкеты выносится после пробного (пилотажного) исследования.

Виды анкетирования

В современных социологических исследованиях используются несколько видов анкетирования, которые представлены в таблице 3.

Источник

Виды вопросов в анкете.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:анкетирование; виды воп­росов: о личности респондента, о фактах сознания, о фактах поведения, закрытые, полузакрытые, открытые, прямые, кос­венные, информационные, фильтры, контрольные, вопросы-контактёры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:развитие умений формулировать и редактиро­вать вопросы анкеты.

Общая характеристика метода

Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготов­ленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Резуль­таты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспита­ние» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

oвысокой оперативностью получения информации;

oвозможностью организации массовых обследований;

oсравнительно малой трудоемкостью процедур подго­товки и проведения исследований, обработки их результа­тов;

oотсутствием влияния личности и поведения опраши­вающего на работу респондентов;

oневыраженностью у исследователя отношений субъек­тивного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

oотсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в
свободном интервью изменять порядок и формулировки воп­росов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

o не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые уста­новки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография — одним из основных, обеспе­чивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой ин­формации.

Виды вопросов в анкете.

Посодержанию(или направленности)вопросов выде­ляют три вида:

1)о личности респондента, касающихся его пола, возра­ста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2)о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3)о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответавопросы подразделяют­ся на закрытые, полузакрытые и открытые.

1) Закрытый вопроссодержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графичес­ки свой выбор из данных ему вариантов. Количество дела­емых выборов (один или несколько) обычно оговаривает­ся инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариан­тов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противополож­ные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно — неверно», «согласен — не согласен» и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на несколь­ких из них.

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

— согласен, но бывают исключения

— не согласен, но иногда бывает

— совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

Достаточно ли У Вас времени на: Да Нет Не знаю

При обработке данных от больших контингентов рес­пондентов используют кодирование ответов закрытых воп­росов.

Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозна­чения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить круж­ком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Одна­ко в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способ­ны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

2) Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и оп­ределенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

3) Открытый вопрос предполагает, что ответ на него цели­ком и полностью сформулирует сам респондент.

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты либо тогда, когда есть необходимость в максимально пол­ном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

В зависимости от способа формулированиявопросы мо­гут быть прямыми и косвенными.

1) Прямой вопрос направлен на непосредственное, откры­тое получение информации от респондента. Предполагает­ся, что на него будет дан столь же непосредственный и че­стный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно крити­ческое отношение к себе и к другим, многие склонны огра­ничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ препо­давателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто про­пускаете лекции?»

2) В таких случаях составляют косвенныйвопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображае­мой ситуации, маскирующей критический потенциал пе­редаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции, как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функциивопросы анкеты подразделяются на инфор­мационные (основные), фильтры и контрольные (уточня­ющие).

1) При этом большинство вопросов направлено на полу­чение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основныевопросы.

2) Вопросы-фильтрыиспользуют, когда необходимы све­дения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психо­логов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? .

Каково качество практических занятий по психологии общения?

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые филь­тром, позволяют избежать искажений информации, вноси­мых ответами недостаточно компетентных лиц.

3)Контрольныевопросы дают возможность уточнить пра­вильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если отве­ты основного и контрольного вопроса диаметрально про­тивоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множе­ство ответов там, где на практике может быть лишь одно­значный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»

«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь не­знакомцам?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероят­ность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

— в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

— ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

— контролю необходимо подвергать лишь наиболее су­щественные вопросы в анкете;

— необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Источник

Все виды вопросов для анкеты

Анкета (опросный лист) — объединённая единым исследовательским замыслом совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов, направленная на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. Формулировка вопросов и структура анкеты в значительной степени влияют на достоверность и надежность информации.

Классификация вопросов

По содержанию вопросы:

· вопросы о событиях, фактах;

· вопросы о мнениях по поводу событий, оценках, мотивах. На эти вопросы респонденты могут отвечать неохотно, их надо особенно тщательно продумывать.

По структуре вопросы:

· открытые — в них респондент сам формулирует ответ. Темы таких вопросов должны быть хорошо известны респондентам. В противном случае исследователь рискует не получить ответов на поставленные вопросы.

· закрытые — перечень ответов предлагается. Используются для выявления фактов и отношений, когда предполагается заранее известный и единообразный перечень ответов.

Есть 2 варианта таких вопросов. Альтернативные вопросы дают возможность выбора лишь одного варианта ответа. Например: «Наблюдаетесь ли Вы по поводу своего заболевания у специалиста». Выбор между «Да» и «Нет». Сумма ответов на альтернативные вопросы всегда = 100%. Неальтернативные вопросы позволяют респондентам выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов может быть больше 100%. Например, «В своей работе Вы подвергаетесь риску: -переохлаждения, -инфицирования, и т.д.».

В предложенных примерах ответы имеют линейную форму расположения. Распространена и табличная форма ответов на вопросы. Например, «Как часто и по каким источникам Вы знакомитесь с последними достижениями медицины?» (пометьте галочкой в каждой строке свой вариант ответа).

Таблица 1 – Пример табличной формы ответов на вопросы

Систематически Периодически Редко Никогда
Специальные журналы
Медицинская газета
Учебники
Специальная литература

По функциям:

· основные — предназначены для получения интересующей информации;

· контрольные — уточняют, дополняют информацию по основным вопросам. Это модификация основного вопроса, иная словесная формулировка. Например, основной вопрос открытый, а контрольный — закрытый. Основной и контрольный вопрос должны быть расположены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними, поэтому они перемешиваются с другими темами или вопросами-«глушителями»;

· фильтрующие вопросы — отсеивают некомпетентных, неинформированных, случайных респондентов; служат для распределения респондентов по группам;

· «ловушки» — проверяют респондента на искренность. Например, основной вопрос: «Знаете ли Вы о мерах предупреждения инфекций, передающихся половым путём?». Контрольный вопрос: «Какие из них, по Вашему мнению, наиболее эффективны?».

· контактные — позволяют установить доброжелательные отношения, контакт с респондентом;

· вопросы-«глушители» — служат для переключения внимания респондента, снятия монотонности, перед контрольными вопросами, чтобы отвлечь внимание.

По форме:

· Прямые вопросы — непосредственно касающиеся ситуации. Распространенная ошибка — лобовые вопросы «Почему Вы так считаете?». Социолог выступает как бы в роли следователя, это вызывает подсознательную неприязнь. На вопрос «Что Вам мешает соблюдать диету?» респондент скорее всего ответит «ничего».

· Прожективные (косвенные) вопросы — более деликатны, поэтому человек отвечает более искренне. Разновидностью прожективных вопросов служат безличные вопросы. Попробуем переформулировать вопрос предыдущего примера: «Когда мне медики говорят о необходимости соблюдения диеты, я думаю, что…» (закончите фразу)

Структура и оформление анкеты

Введение. Это обращение к респонденту, в которомуказывается, кто проводит опрос, с какой целью, как будут использованы данные, дается гарантия анонимности, проводится инструкция по заполнению.

Вступительные вопросы должны заинтересовать респондента и помочь ему включиться в работу. Не следует начинать с беспокоящих вопросов, в частности с оценочных, трудных вопросов, с открытых вопросов. Это может привести к отказу от участия в опросе. Лучше начинать с простых событийных вопросов.

Сложные вопросы ставятся после вступительных вопросов, сначала сложные событийные вопросы, затем сложные оценочные. Потом спад сложности — снова событийные, в конце—один—два сложных оценочных и заключают анкету «паспортные» вопросы (о социально-демографических характеристиках респондента). Надо учитывать, что, работая с анкетой, человек постепенно утомляется. Наиболее сложные, острые или интимные вопросы располагаются в последней трети анкеты. Если респондент включился в работу, то, скорее всего, он постарается ее закончить. Открытые вопросы как более сложные, чем закрытые, следует помещать ближе к середине анкеты. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Сначала ставятся частные вопросы, потом общие как итог.

Смысловые вопросы начинаются особыми вступительными фразами и пояснениями: «А теперь мы просим Вас оценить то-то».

Вопросы сопровождаются инструкциями, как отвечать: отметить пункты, отвечать в свободной форме, можно отметить несколько пунктов, подчеркнуть и т.д.

Оформление анкеты должно соответствовать требованиям: чёткий шрифт, достаточно места для ответов на открытые вопросы, ответы закрытых вопросов не должны переноситься на другую страницу и т.д.

Анкета должна быть как можно короче. Однако такой, чтобы исследователи смогли достичь поставленной цели.

После составления анкеты её следует выверить, просмотрев каждый вопрос и варианты ответа на него, а также оформление анкеты. Оценить качество составленной анкеты позволяет пробное исследование. Естественно, что начать следует с себя, а затем предложить анкету специалистам и небольшой группе лиц, представляющих объект исследования.

Источник