Закупки по 44 ФЗ Поставка программного обеспечения товар или услуга

Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

  1. произведения науки, литературы и искусства;
  2. программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  3. базы данных;
  4. исполнения;
  5. фонограммы;
  6. сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  7. изобретения;
  8. полезные модели;
  9. промышленные образцы;
  10. селекционные достижения;
  11. топологии интегральных микросхем;
  12. секреты производства (ноу-хау);
  13. фирменные наименования;
  14. товарные знаки и знаки обслуживания;
  15. наименования мест происхождения товаров;
  16. коммерческие обозначения.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, право на имя и иные личные неимущественные права.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Правообладатель может сделать публично, то есть путем сообщения неопределенному кругу лиц, заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока. В течение указанного срока любое лицо вправе использовать данное произведение или данный объект смежных прав на определенных правообладателем условиях.

Заявление делается путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет». Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за размещение соответствующих заявлений, а также порядок и условия их размещения определяются Правительством Российской Федерации.

Заявление должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать правообладателя и принадлежащие ему произведение или объект смежных прав.

При отсутствии в заявлении правообладателя указания на срок считается, что указанный срок составляет пять лет.

При отсутствии в заявлении правообладателя указания на территорию считается, что это территория Российской Федерации.

В течение срока действия заявление не может быть отозвано и предусмотренные в нем условия использования не могут быть ограничены.

Источник

Статья 1232 ГК РФ. Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Правообладатель обязан уведомлять соответственно федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (статья 1246) об изменении относящихся к государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации сведений о правообладателе: наименования или имени, места нахождения или места жительства и адреса для переписки. Риск неблагоприятных последствий в случае, если такое уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти не сделано или представлены недостоверные сведения, несет правообладатель.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям могут вносить изменения в сведения, относящиеся к государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.

2. В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит в соответствии с настоящим Кодексом государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора, также подлежат государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Государственная регистрация отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору, государственная регистрация залога этого права, а также государственная регистрация предоставления права использования такого результата или такого средства по договору осуществляется по заявлению сторон договора.

Заявление может быть подано сторонами договора или одной из сторон договора. В случае подачи заявления одной из сторон договора к заявлению должен быть приложен по выбору заявителя один из следующих документов:

подписанное сторонами договора уведомление о состоявшемся распоряжении исключительным правом;

удостоверенная нотариусом выписка из договора;

В заявлении сторон договора или в документе, приложенном к заявлению одной из сторон договора, должны быть указаны:

сведения о сторонах договора;

предмет договора с указанием номера документа, удостоверяющего исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случае государственной регистрации предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации наряду со сведениями, указанными в абзацах седьмом — девятом настоящего пункта, в заявлении сторон договора или в документе, приложенном к заявлению одной из сторон договора, должны быть указаны:

Читайте также:  Естественный отбор Формы естественного отбора Творческая роль естественного отбора в эволюции

срок действия договора, если такой срок определен договором;

территория, на которой предоставлено право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если территория определена договором;

предусмотренные договором способы использования результата интеллектуальной деятельности или товары и услуги, в отношении которых предоставляется право использования средства индивидуализации;

наличие согласия на предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по сублицензионному договору, если согласие дано (пункт 1 статьи 1238);

возможность расторжения договора в одностороннем порядке.

В случае государственной регистрации залога исключительного права наряду со сведениями, указанными в абзацах седьмом — девятом настоящего пункта, в заявлении сторон договора или в документе, приложенном к заявлению одной из сторон договора, должны быть указаны:

срок действия договора залога;

ограничения права залогодателя использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации либо распоряжаться исключительным правом на такой результат или на такое средство.

4. В случае, предусмотренном статьей 1239 настоящего Кодекса, основанием для государственной регистрации предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности является соответствующее решение суда.

5. Основанием для государственной регистрации перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по наследству является свидетельство о праве на наследство, за исключением случая, предусмотренного статьей 1165 настоящего Кодекса.

6. При несоблюдении требования о государственной регистрации перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору об отчуждении исключительного права или без договора, залога исключительного права либо предоставления другому лицу права использования такого результата или такого средства по договору переход исключительного права, его залог или предоставление права использования считается несостоявшимся.

7. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности может быть осуществлена по желанию правообладателя. В этих случаях к зарегистрированному результату интеллектуальной деятельности и к правам на такой результат применяются правила пунктов 2 — 6 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

1. В ряде случаев часть четвертая ГК предусматривает обязательность регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Регистрация таких объектов является необходимым условием предоставления охраны.

Введение обязанности правообладателя уведомлять регистрирующий орган об изменении сведений о правообладателе не является простой декларацией: в силу указания о том, что правообладатель несет риск неблагоприятных последствий в случае отсутствия уведомления или предоставления недостоверных данных, ему могут быть предъявлены третьими лицами требования о возмещении убытков, причиненных им в силу того, что они полагались на данные, находящиеся в соответствующем реестре, например в отношении адреса для переписки правообладателя.

Вместе с тем предоставление государственным органам, ведущим соответствующие реестры, права исправлять очевидные и технические ошибки по собственной инициативе или по просьбе любого лица позволяет избежать таких ситуаций, например, когда в силу бездействия правообладателя лицензиат не может зарегистрировать предоставление ему права на использование (при наличии подписанного договора) в связи с тем, что в реестре допущена очевидная опечатка, или когда отказывается в регистрации товарного знака на основании его тождества или сходства до степени смешения с товарным знаком третьего лица, которое в действительности было давно ликвидировано, но в реестре сведений об этом нет и т.д. Гражданский кодекс обязывает такой государственный орган предварительно уведомлять правообладателя о вносимых изменениях, однако у правообладателя нет формального права запретить такие изменения.

2. Распоряжение правом на зарегистрированный результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (купля-продажа, дарение, лицензионный договор, залог), а также переход права на эти объекты без договора (например, в порядке наследования, реорганизации правообладателя, обращение взыскания по судебному решению) подлежат регистрации. Последствия несоблюдения этого правила определены в п. 6 комментируемой статьи.

3. С 01.10.2014 вместо регистрации соответствующих договоров осуществляется регистрация распоряжения исключительным правом. Это позволяет обеспечить вступление договора в действие с момента, определенного сторонами (например, момента заключения договора), таким образом, по договору могут осуществляться исполнение сторонами своих обязанностей (включая осуществление платежей), но исключительное право или право на использование объекта по лицензионному договору не перейдет до регистрации.

Отсутствие необходимости регистрировать договор влечет и сокращение объема информации, предоставляемой в патентное ведомство. Пункт 3 комментируемой статьи прямо указывает, какие сведения должны быть представлены, и этот список не может быть расширен патентным ведомством. Таким образом, стороны имеют возможность сохранить в тайне коммерческие условия соглашения (включая, размер вознаграждения), ограничившись раскрытием только формальных моментов, относящихся к соглашению.

Для регистрации распоряжения правом представление текста договора в патентное ведомство более не является обязательным. Вместо договора можно представить выписку из него, удостоверенную нотариусом, или подписанное сторонами уведомление, причем подать заявление о регистрации распоряжения правом может любая сторона.

4. Если право использования результата интеллектуальной деятельности предоставляется лицензиату в принудительном порядке (принудительная лицензия), для регистрации предоставления указанного права требуется решение суда. Решение суда будет нужно и для регистрации перехода исключительного права при обращении взыскания на имущество правообладателя.

5. В случае наследования исключительного права для регистрации перехода этого права потребуется получение свидетельства о праве на наследство. Порядок выдачи свидетельства определяется ст. ст. 1162, 1163 ГК. В ссылке в п. 5 рассматриваемой статьи на ст. 1165 не имеется в виду случай, когда наследники заключают соглашение о выделении из наследства доли одного или нескольких наследников после выдачи им свидетельства о праве на наследство. Свидетельство в такой ситуации будет содержать уже устаревшую информацию, и ссылаться на него нельзя.

6. Последствием несоблюдения требования о государственной регистрации перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого объекта по договору является отсутствие перехода исключительного права, его залога или предоставления права использования. На действительность же самого договора это не влияет. Использование в тексте статьи выражения «считается несостоявшимся» показывает, что право считается не перешедшим или, соответственно, не заложенным или не предоставленным уже в силу отсутствия указанной регистрации, специального судебного решения для этого не требуется. Представляется, что при уклонении одной из сторон от указанной регистрации возможно вынесение решения судом о регистрации на основании п. 3 ст. 165 ГК.

В пункте 6 ст. 1232 не упоминается договор залога. Однако на основании п. 1 ст. 165 ГК последствия несоблюдения правила о регистрации договора залога будут те же — недействительность такого договора.

Читайте также:  LoL Гранд финал MSI 2021 RNG vs DK итоги

В ситуации, когда исключительное право переходит без договора, переход не завершится до момента его регистрации. Но неосуществление такой регистрации не влияет на действительность основания самого перехода (например, судебного решения).

7. В отношении некоторых объектов (программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем) регистрация является добровольной. Такая регистрация может рассматриваться не как правопорождающая, а лишь как дополнительное средство обеспечения права.

В случае если регистрация соответствующего объекта не является обязательной, не требуется и регистрация договора. Но если правообладатель все же зарегистрировал программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральной микросхемы, то должен быть зарегистрирован и переход исключительного права на такой объект (п. 5 ст. 1262, п. 2 ст. 1460 ГК). Обязательна и регистрация залога и предоставления по договору права использования топологии интегральной микросхемы; в отношении программ для ЭВМ и баз данных такой обязанности не установлено. Следует заметить, что до вступления в силу части четвертой ГК регистрация ни договора залога исключительного права, ни самого залога не была обязательной (см., например, письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.01.1998 N 26 <1>).

<1> Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

Последствия несоблюдения требования регистрации указанных договоров будут те же, что описаны в п. 6.

На практике встречаются и случаи регистрации объектов частными лицами (например, Российским авторским обществом). Она не может рассматриваться как равноценная государственной, поэтому отсутствие подобной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом не будет иметь никаких правовых последствий.

Источник комментария:
Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц «КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2»
Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю., 2016. Издательство «Инфра-М»

Отменяя определение суда первой инстанции, Президиум Суда по интеллектуальным правам руководствуясь положениями статей 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 389, статьи 391, пункта 2 статьи 1232, пункта 6 статьи 1232, статьи 1369 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах.

Отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались пунктом 1 статьи 1229, пунктом 1 статьи 1233, пунктом 2 статьи 1232, пунктами 1, 4 статьи1234, пунктом 1 статьи 1236, статьями 1254, 1235, пунктом 1 статьи 421, пунктом 1 статьи 424, статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемой сделки недействительной.

Обращаясь с кассационной жалобой, общество «Корсар-ОЕВ», ссылаясь на положения статей 1232, 1369, 1490 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Патентного закона Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1 (действующего до 01.01.2008), указало на отсутствие волеизъявления о предоставлении ответчику права на использование полезных моделей охраняемых патентами.

Источник

Государственная закупка результатов интеллектуальной деятельности

Закупки по 44-ФЗ. Поставка программного обеспечения — товар или услуга?

Закупки по 44-ФЗ. Поставка программного обеспечения — товар или услуга?

В ФЗ №44-ФЗ нет прямого указания на то, как применять закон в отношении интеллектуальной собственности, к которой относится ПО. Как трактовать закон и следовать ему?

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) регулирует, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются:

  • — поставка товара;
  • — выполнение работы;
  • — оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

О том, что Закон распространяет свое действие на отношения по распоряжениюинтеллектуальной собственностью, к которой относится и программное обеспечение, прямого указания нет. Отношения по вопросу распоряжения интеллектуальной собственностью, регулируемые ч.4 ГК РФ, – это самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Это не поставка товара, не выполнение работ и не оказание услуг. Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах:

  • — договор об отчуждении исключительного права – ст. 1234 ГК РФ;
  • — лицензионный договор – ст. 1235 ГК РФ.

В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно:

  • — при подготовке заявки на тендер;
  • — при заключении государственных контрактов.

Подача заявки на тендер

Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться.

При подаче заявки на аукцион, предметом которого являются «услуги», Участник должен приложить свое согласие на выполнение таких услуг, а при подаче заявки на поставку товара – дополнительно указать страну происхождения товара. Причем, необходимо прописывать наименование страны происхождения товара ещё и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг.

Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам – ГАРАНТ.РУ).

Согласно лицензионному договору о предоставлении права на использование результата интеллектуальной деятельности одна сторона — обладатель исключительного права (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в установленных договором пределах. Таким образом, лицензионный договор является договором на оказание услуг, а не договором поставки. Таким образом, предоставление в первой части заявки конкретных показателей товара, а также информации о производителе, является нецелесообразным, поскольку по своем у смыслу заключение лицензионного договора является услугой.

Однако, часто встречаются случаи отклонения заявок в виду не указания Участником настрану происхождения товара. Последующие обращения в ФАС и жалобы на конкурсную комиссию не всегда могут обернуться для вас положительным исходом, также стоит обратить внимание, что это длительная процедура.

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать – перестраховаться.

Заключение государственного контракта

Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в приобретении лицензии – дающей его владельцу право использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком). Заключение лицензионного договора по предоставлению права использования ПО является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС).

Читайте также:  Вторая Пуническая или Ганнибалова война 218 201 гг до н э

Практика показывает, что не все контракты являются лицензионными, они по своей сути шаблонные и описывают основные договорённости между исполнителем и заказчиком – предмет, сроки выполнения работ, стоимость, пени, санкции и пр. Объем передаваемых прав, территориальное действие, срок, а также права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности обычно в контракте не содержатся.

Выходом из этой ситуации является заключение лицензионного соглашения, которое дополнит договоренности в виде приложения к государственному контракту. Также допускается заключение так называемого договора присоединения. Его особенностью является то, что условия договора находятся на приобретаемом экземпляре программы либо на упаковке этого экземпляра. В свою очередь согласие пользователя на заключение договора наступает в момент начала использования этой программы (п.3 ст.1286 ГК РФ).

Источник



<Письмо> Минобрнауки России от 07.11.2019 N МН-15/583-ЮС "О включении результатов интеллектуальной деятельности в перечень особо ценного движимого имущества"

Департамент финансов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Департамент) в связи с поступающими обращениями по вопросу включения результатов интеллектуальной деятельности в перечень видов особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее — подведомственные учреждения) сообщает следующее.

Департамент не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, кроме того, вопрос включения результатов интеллектуальной деятельности в перечень видов особо ценного движимого имущества подведомственных учреждений, не относится к компетенции Департамента.

Вместе с тем Департамент полагает возможным сообщить следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — постановление N 538) установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют виды и перечни особо ценного движимого имущества.

Во исполнение указанного постановления изданы приказы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 ноября 2018 г. N 65н «Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» (далее — Приказ N 65н) и от 13 марта 2019 г. N 135 «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» (далее — Приказ N 135).

В соответствии с Приказом N 65н и Приказом N 135 результаты интеллектуальной деятельности не включены в перечень видов особо ценного движимого имущества подведомственных учреждений.

На основании статьи 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — РИД) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом.

В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В силу положений статьи 130 Гражданского кодекса недвижимые и движимые вещи относятся соответственно к категориям недвижимого и движимого имущества, следовательно, недвижимым или движимым имуществом могут быть только вещи. При этом категория «имущество» представляет собой более широкое понятие, чем категория «вещи», поскольку включает в себя с учетом положений статьи 128 Гражданского кодекса и иное имущество, а правовая конструкция статьи 128 Гражданского кодекса свидетельствует о том, что имущественные права входят в категорию «иное имущество».

Пунктом 3 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, федеральное имущество разделено на три группы: недвижимые вещи; движимые вещи; иное имущество, в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам.

Согласно разъяснениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом, содержащимся в письмах от 9 июля 2015 г. N ОД-18/27800 и от 6 апреля 2017 г. N ДС-18/13180, структура объектов учета реестра федерального имущества приведена в соответствие со статьей 128 Гражданского кодекса. Объектами учета являются недвижимые и движимые вещи и иное имущество (бездокументарные ценные бумаги, и иное не относящееся к недвижимым и движимым вещам федеральное имущество, в частности, исключительное право на объект интеллектуальной собственности). В состав федерального имущества, подлежащего учету в реестре федерального имущества, включен новый объект имущества — исключительное право на объект интеллектуальной собственности, являющееся имущественным правом (статья 1226 Гражданского кодекса), которое относится к иному имуществу (статья 128 Гражданского кодекса), который подлежит учету в подразделе 2.3 «Сведения о движимом имуществе, первоначальная стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей, особо ценном движимом имуществе, первоначальная стоимость которого равна или превышает 200 тыс. рублей, и об ином имуществе» реестра федерального имущества.

Учитывая изложенное, исключительные права на РИД относятся к иному имуществу, но при этом не являются таким объектом гражданских прав как вещи, следовательно, не могут быть движимым имуществом.

Таким образом, вне зависимости от балансовой стоимости, исключительные права на РИД не могут быть определены в качестве особо ценного движимого имущества, поскольку не являются движимым имуществом.

Утверждение и ведение перечней особо ценного движимого имущества осуществляется подведомственными учреждениями самостоятельно в установленном ими порядке в соответствии с пунктом 5 постановления N 538, а также с учетом требований приказов Министерства N 65н и N 135 путем издания соответствующего приказа, подписанного руководителем учреждения.

Согласно пункту 1.2 Приказа N 135 руководителям учреждений необходимо обеспечивать представление в Департамент корпоративного управления Минобрнауки России утвержденные перечни особо ценного движимого имущества посредством их размещения в информационно-аналитической системе «Мониторинг», а также их постоянную актуализацию.

В соответствии с утвержденными перечнями особо ценного движимого имущества необходимо осуществить реклассификацию учтенных объектов, в том числе реклассификацию нематериальных активов в иную группу, и обеспечить их отражение на соответствующих аналитических субсчетах.

Указанная согласованная с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством позиция была выработана по результатам заседания Методического совета по вопросам бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, состоявшегося 23 июля 2019 г.

Источник